Маз мзкт технические характеристики. Белорусские богатыри: армейские тяжеловозы МАЗ

«Волат» - торговая марка Минского завода колесных тягачей. В переводе с белорусского - «богатырь». Эти машины МЗКТ по своим размерам и мощи всегда были под стать названию.

С чем ассоциируется грузовик «Волат»? У любителей военной техники перед мысленным взором сразу возникнет восьмиосная пусковая установка стратегического ракетного комплекса «Тополь-М» или четырехосная пусковая установка оперативно-тактического комплекса «Искандер». Видели такие на параде на Красной площади?

Словом, «Волат» - это огромная военная машина с большим количеством осей. Есть еще грузовики полной массой 40 тонн и более. Но никогда не было мелких машин. Теперь появились - двухосные МЗКТ‑5002 00 класса ГАЗ‑66.

НОВЫЙ ПРИЗЫВ

Инициаторами создания автомобиля выступили белорусские пограничники. ГАЗ‑66 верой и правдой служил стражам границ много лет. Но эти автомобили давно не выпускают, а старые поизносились. Запчастей к «шишигам» просто так не сыскать.

ГАЗ‑3308 «Садко», который сейчас тоже числится в строю, не в полной мере удовлетворяет белорусских военных. Он полноприводный и неприхотливый, но компоновочная схема не та: мотор расположен за передней осью, а не в базе, как у ГАЗ‑66, уровень внедорожных качеств ниже.

Поначалу служивые обратились на МАЗ. Около года вели переговоры, но каши так и не сварили. Чтобы оправдать разработку машины совершенно нового для себя класса, МАЗу интересны крупные заказы, хотя бы от 500 штук. Пограничникам столько не нужно.

Тогда Погранкомитет Республики Беларусь отправил ходоков на МЗКТ. Этих уговаривать не пришлось. Несмотря на отсутствие в линейке маленьких машин, МЗКТ с любопытством отнесся к проекту - по рукам ударили почти сразу.

Первый опытный образец МЗКТ‑5002 00 был готов в 2013‑м.

На совершенно новый двухосный полноприводный грузовик полной массой 10,5 тонны установили минский 156‑сильный дизель ММЗ Д‑245 и снабдили машину «предметами роскоши» - системами накачки шин, кондиционирования и пожаротушения.

Пограничники аплодировали конструкторам стоя, но все же задали скромный вопрос: «А что-нибудь попроще есть?». Военные пожелали заменить электронную систему накачки шин аналоговой, отказались от кондиционера и системы пожаротушения.

СОЛДАТ ВТОРОГО ГОДА

МЗКТ не был бы самим собой, если бы при пересмотре конструкции не создал, по сути, другую машину. МЗКТ‑5002 00 образца 2014 года от первого варианта отличается практически всем.

Машину облегчили, сделали короче и ниже: теперь по габаритам она почти совпадает с ГАЗ‑66. В пределах базы разместили 215‑сильный турбодизель ЯМЗ‑53452. Дорожный просвет остался большим. Спереди и сзади - независимые подвески на подрамниках с закрепленными на них редукторами собственного производства. Колеса приводятся в движение через полуоси с карданными шарнирами. Углы работы шарниров вполне щадящие, причем даже при полных ходах колес.

Инженеры усилили раму, изготовили новые мосты (с применением алюминия). Облегчили ступицы колес: появилась возможность ставить более узкие и легкие колеса.

Изменилась и конструкция кабины. Ее масса уменьшилась в полтора раза, рабочее место водителя перекомпоновано. Стало удобнее. Снаряженная масса автомобиля снизилась с 7300 до 5800 кг. Хороший показатель!

Характеристики передней и задней подвесок отлично согласованы между собой. Разница в плавности хода на груженой машине и на пустой, как утверждают заводчане, минимальная и точно лучшая в этом классе машин.

Момент от продольно расположенного мотора передается на пятиступенчатую коробку передач и далее через кардан на раздатку с пониженным рядом. С нее крутящий момент распределяется на мосты. В каждом из них и в раздаточной коробке есть блокировки дифференциалов.

На шасси легко встает практически любая типовая надстройка (именно под такие габариты и выбирали размеры машины). Можно установить обычную платформу-кузов, рядовой кунг или модуль со штабом управления. Кстати, охотхозяйства уже потирают руки: они мечтают заполучить такую машину.

НЕ ТРЯСИТЕ МЕНЯ

Какими качествами обладают грузовики МЗКТ? Уверен, что многие укажут на проходимость и грузоподъемность. Всё так. Но вместе с тем шасси МЗКТ отличается прекрасной плавностью хода. Ведь на них возят ракеты - изделия нежные и хрупкие.

МЗКТ многие годы доводил характеристики подвесок до идеала. Мало кто об этом задумывается, но в вопросах плавности хода «Волат» - король среди грузовиков. Эта фирменная черта в полной мере перешла по наследству и младшему «Волату».

Я проехал с десяток километров по изобилующей выбоинами грунтовке, причем в кузове, чтобы понять ощущения бойца. Так вот, независимые двухрычажные пружинные подвески великолепно проглатывают все ямы и колдобины.

По своему опыту знаю, что в «шишиге» и в «Садко» трясет, а минская машина дарит ощущение легкового автомобиля - в этом МЗКТ вне конкуренции.

НА СЛЕДУЮЩЕМ ПЕРЕГОНЕ

Ныне МЗКТ переживает период расцвета. Военных заказов у предприятия достаточно. Обновлена производственная база, в больших количествах закуплены современные станки и обрабатывающие центры. Несмотря на пользующийся стабильным госспросом «стандарт», МЗКТ охотно берется и за оригинальную мелкотиражку.

Минский завод колесных тягачей (ОАО МЗКТ) выпускает тяжелые специализированные шасси и тягачи под маркой «Волат». Датой возникновения предприятия принято считать 1 июля 1954 года, когда на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро тяжелых колесных артиллерийских тягачей и двигателей к ним. В марте 1959 года в только что построенных цехах собрали первый серийный МАЗ-537 (8х8). В последующие несколько десятилетий для советских вооруженных сил было разработано и внедрено в производство немало уникальных по конструкции автомобилей, но самостоятельность Минский завод колесных тягачей обретал постепенно – формально он был создан и выделен из состава МАЗа только в феврале 1991 года. Находясь в госсобственности и подчиняясь военно-промышленному комитету Республики Беларусь, сегодня предприятие выпускает целый спектр тяжелых армейских автомобилей и автомобилей двойного назначения. С 1992 года благодаря принятию программы конверсии в его модельном ряду появилась широкая гамма техники и для гражданских заказчиков.

В числе новых моделей ОАО «МЗКТ» – самосвал МЗКТ-750500-011 (8х4), считающийся преемником популярного, но морально устаревшего МЗКТ-65151, седельный тягач МЗКТ-741600-011 (8х8) и унифицированный с ним седельно-балластный тягач МЗКТ-741600-010 с двигателем мощностью 600 л.с. Самосвал грузоподъемностью 32 т оснащен усиленной рамой и 6-цилиндровым 460-сильным двигателем ММЗ-WP12.460E5 мощностью 460 л.с. экологического стандарта Евро-5. С ним агрегатирована китайская 9-ступенчатая МКП Fast Gear 9JS220TA+QH50 с пневмоусилителем и сцеплением MFZ430 или DSP430B9, способным передавать крутящий момент более 2000 Н·м. Стандартная платформа 20-кубовая традиционного сечения с подогревом выхлопными газами, но возможна комплектация и другими типами грузовых платформ, в частности, U-образной неотапливаемой платформой. Тягач МЗКТ-741600-011 способен буксировать автопоезд полной массой 90 т. Он оснащен тем же 600-сильным дизелем Cummins, что и балластный тягач, но на нем использована 6-ступенчатая АКП собственного производства МЗКТ со встроенным ретардером. Как и самосвал, новый тягач отличается модернизированной комфортабельной кабиной, но уже с двумя спальными местами.

Новинкой МЗКТ стал тягач модели 750440 с рестайлинговой кабиной и двигателем Paccar MX340 (Евро-5) мощностью 462 л.с. и МКМ=2300 Н·м. Он способен тянуть автопоезд полной массой 90 т. К числу новинок относятся и армейские грузовики серии 5002–6002 с колесной формулой от 4х4 до 8х8, а в перспективе и 10х10, предназначенные для монтажа разнообразных надстроек военного назначения.

Новый дорожный седельный тягач МЗКТ-750440 (8х8) с дизелем Cummins мощностью 600 л.с. (Евро-4) может работать в составе автопоезда полной массой 90 т

В 2016 году МЗКТ произвел 476 автомобилей (–1,7% к 2015 году), большую часть которых (423 ед.) традиционно составили автомобили-плетевозы. Поставки в Россию в 2016-м составили 14 ед. (+27,3%).

МЗКТ-5002 (4х4), 6001 (6х6), 6002 (8х8)

Новое семейство полноприводных автомобилей двойного назначения включает легкое шасси МЗКТ-5002 (4х4), среднее МЗКТ-6001 (6х6) и тяжелое МЗКТ-6002 (8х8), а в перспективе и сверхтяжелое 10х10. При полной массе 9400 кг шасси 4х4 предназначено для установки надстроек массой до 3000 кг, соответственно, шасси 6х6 полной массой 24 000 кг перевозит до 11 000 кг, а шасси 8х8 полной массой 34 000 кг – . Колесная база модели 5002 равна 4200 мм, а модели 6001 – 4050/ 1645 мм. Силовой агрегат 5002 включает 4-цилиндровый рядный дизель ЯМЗ-53452 мощностью 215 л.с. и 5-ступенчатую МКП СААЗ. На модель МЗКТ-6001 устанавливают 8-цилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-7513 мощностью 420 л.с. и гидромеханическую трансмиссию ГМП-400 собственного производства. Кабина всех моделей каркасно-панельная. Базовым типом кузова принята тентованная бортовая платформа.

МЗКТ-6923 (8х4)

Семейство четырехосных дорожных автомобилей с приводом на задние колеса включает унифицированные по ходовой части и кабине (производства МАЗ) шасси МЗКТ-692371 и самосвал МЗКТ-65151. Передняя подвеска рессорная, задняя – рессорно-балансирная, дорожный просвет составляет 280 мм.

МЗКТ-692371. При полной массе 41 000 кг шасси предназначено для установки надстроек массой до 29 000 т. Его колесная база равна 1600/ 2900/ 1400 мм. Силовой агрегат включает V-образный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. и 9-ступенчатую коробку передач собственного производства. Модификация МЗКТ-692382 отличается увеличенным до 4100 мм расстоянием между второй и третьей осями.

МЗКТ-740400, МЗКТ-750100 (8х4)

Новое семейство четырехосных дорожных автомобилей с приводом на задние колеса включает унифицированные по ходовой части и оригинальной кабине (каркасно-панельного типа) седельный/ балластный тягач МЗКТ-740400 и самосвал МЗКТ-750100. Их передняя подвеска рессорная, задняя – рессорно-балансирная.

МЗКТ-740400. Снаряженная масса седельного/ балластного тягача составляет 14 950 кг в балластном варианте и 13 850 кг – в седельном, полная масса – 41 000 кг. Колесная база – 1850/ 1900/ 1400 мм. Допустимая нагрузка на ССУ – 27 000 кг, может буксировать прицеп массой до 105 000 кг, полная масса автопоезда – 250 000 кг. В моторном отсеке за кабиной установлен 8-цилиндровый V-образный дизель Mercedes-Benz OM502 LA мощностью 600 л.с. в паре с 16-ступенчатой КП ZF 16JSD240TA. Объем топливного бака – 900 л.

МЗКТ-750110 (8х4)

Новая модель четырехосного дорожного шасси с приводом на задние колеса и низкорасположенной кабиной типа МАЗ-5440. Передняя подвеска рессорная, со стабилизаторами поперечной устойчивости, задняя – рессорно-балансирная со стабилизаторами. Снаряженная масса шасси составляет 11 950 кг, полная масса – 45 100 кг. Колесная база – 2100+3500+1400 мм. Максимальная масса устанавливаемого оборудования (крановой установки) – 45 100 кг. В моторном отсеке за кабиной расположен 6-цилиндровый рядный дизель ЯМЗ-651 мощностью 412 л.с. в паре с коробкой передач ЯМЗ-239 с отбором мощности. Объем топливного бака – 350 л.

МЗКТ-750440 (8х8)

Новое семейство четырехосных внедорожных автомобилей с приводом на все колеса и кабиной нового поколения включает седельный МЗКТ-750440. Их передняя подвеска рессорная, задняя – рессорно-балансирная. Кабина оснащена на уровне дальнобойного дорожного тягача: круиз-контролем, кондиционером и климат-контролем, электростеклоподъемниками, электроприводом зеркал, центральным замком, подогревом сидений, а также в комплектацию входят, автономный отопитель кабины, утеплитель передка, защита фар, ABS Wabco, зимний пакет с жидкостным подогревателем двигателя, обогреваемым топливным фильтром-отстойником, подогрев забора топлива, обогрев аккумуляторной батареи, осушитель тормозной системы с обогревом.

МЗКТ-750440. Снаряженная масса седельного тягача составляет 16 600 кг, полная масса – 43 750 кг. Колесная база – 2000+3060+1500 мм. Допустимая нагрузка на ССУ – 27 000 кг, может буксировать прицеп массой до 73 000 кг, полная масса автопоезда – 90 000 кг. В моторном отсеке за кабиной установлен рядный 6-цилиндровый дизель Paccar MX340 мощностью 462 л.с. в паре с 16-ступенчатой МКП. Емкость топливного бака – 500 л.

МЗКТ-741600 (8х8)

Семейство четырехосных тягачей нового поколения (седельно-балластный -010, седельный -011) благодаря ширине 2550 мм может свободно работать на дорогах общего пользования. Кабина типа МАЗ-6430 с двумя спальными местами, автономным отопителем и кондиционером (опционально), спутниковой системой ГЛОНАСС с системой контроля за расходом топлива. Оснащен 6-цилиндровым рядным дизелем Cummins QSX15 600 мощностью 600 л.с., блокируемым гидротрансформатором и 16-ступенчатой КП Fast Gear. Колесная база составляет 2000/ 3080/ 1500 мм, клиренс – 345 мм. Передняя подвеска рессорная, задняя – рессорно-балансирная. Межосевой и межколесные дифференциалы снабжены механизмами блокировки. Допустимая нагрузка на ССУ тягача (масса балласта), предназначенного для работы в составе 90-тонного автопоезда (допустимая масса автопоезда 250 т), составляет 27 600 кг, высота «седла» над дорогой – 1800 мм. Объем топливного бака – 1000 л.

МЗКТ-652513 (6х6)

Семейство капотных трехосных автомобилей с 3-местной кабиной собственного производства предприятия на сегодня предназначено только шасси для применения как на дорогах общего пользования (габаритная ширина не превышает 2550 мм), так и вне дорог, чему способствуют полный привод, энергоемкая подвеска, клиренс 320–380 мм, односкатная ошиновка всех колес, а также шины с развитым рисунком протектора и системой регулирования давления. Двигатель – V-образная «восьмерка» ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с. С ним агрегатируют девятиступенчатую механическую КП и одноступенчатую раздаточную коробку с блокируемым дифференциалом. Передняя подвеска рессорная, задняя – рессорно-балансирная.

МЗКТ-652513. Шасси с колесной базой 4800+1500 мм предназначено для монтажа надстроек массой до 14 600 кг. Полная масса автомобиля составляет 29 000 кг. Особенностью модификации является рама с технологическим колодцем для установки вибро-источника.

МЗКТ-652712, МЗКТ-652716 (8х8)

Четырехосное внедорожное шасси МЗКТ-652712 при полной массе 46 000 кг рассчитано на установку надстроек массой до 30 800 кг. Колесная база автомобиля – 2050+5100+1500 мм. Базовый 8-цилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-7511 развивает 400 л.с., с ним агрегатируют 9-ступенчатую механическую КП и 2-ступенчатую раздаточную коробку. Подвеска независимая торсионная, межосевой и межколесные дифференциалы с механизмами блокировки. Кабина типа МАЗ-5337. Модификация МЗКТ-652716 предназначена под монтаж МБУ. Ее база равна 2100+5200+1600 мм. Полная масса и грузоподъемность такие же как и у МЗКТ-652712.

МЗКТ-79091 (8х8)

Четырехосное внедорожное шасси МЗКТ-79091 при полной массе 43 500 кг рассчитано на установку надстроек массой до 24 000 кг. Колесная база автомобиля – 2200/ 3300/ 2200 мм, дорожный просвет – 400 мм. Базовый 8-цилиндровый V-образный дизель ТМЗ-8424.10 развивает 425 или 470 л.с., с ним агрегатируют 9-ступенчатую механическую КП и 2-ступенчатую раздаточную коробку. Подвеска независимая торсионная, межосевой и межколесные дифференциалы с механизмами блокировки. Кабина заимствована у автомобилей МАЗ.

МЗКТ-730100 (8х8)

Бортовой автомобиль с КМУ на четырехосном полноприводном внедорожном шасси МЗКТ-7301 при полной массе 42 000 кг может перевозить 24 000 кг. Колесная база автомобиля – 1830/ 3240/ 1400 мм, дорожный просвет – 385 мм. Размер бортовой платформы – 6140х2420 мм. В моторном отсеке установлен 8-цилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с. Коробка передач – 9-ступенчатая механическая, раздаточная коробка – 2-ступенчатая, с блокируемым межтележечным дифференциалом. Передняя подвеска независимая торсионная, задняя – рессорно-балансирная, межколесные дифференциалы снабжены механизмами блокировки.

МЗКТ-700200 (8х8)

Четырехосное полноприводное шасси МЗКТ-700200 предназначено для установки мобильной бурильной установки (МБУ) и ее транспортировки на как по дорогам, так и по бездорожью. При полной массе 48 000 кг шасси рассчитано на монтаж надстроек массой до 29 000 кг. Колесная база составляет 1900+5500+1500 мм, дорожный просвет – 380 мм. Базовый двигатель – Сaterpillar C15 ACERT (482 л.с.), с ним агрегатирована 6-ступенчатая автоматическая коробка передач Allison 4700. Раздаточная коробка одноступенчатая, с блокируемым дифференциалом. Дифференциалы всех мостов снабжены механизмами принудительной блокировки. Кабина одноместная повышенной комфортабельности. В список дополнительного оборудования входят: жидкостный подогреватель двигателя, обогреваемый фильтр-отстойник Separ, подогрев забора топлива, автономный отопитель кабины и кондиционер, защита фар.

МЗКТ-700700 (8х8)

Четырехосное полноприводное шасси МЗКТ-700700 предназначено для установки специального оборудования и его транспортировки на как по дорогам, так и по бездорожью. При полной массе 46 000 кг шасси рассчитано на монтаж надстроек массой до 29 500 кг. Колесная база составляет 2050+5100+1500 мм. Базовый двигатель – ЯМЗ-652 (410 л.с.), с ним агрегатирована 9-ступенчатая механическая коробка передач ЯМЗ. Раздаточная коробка одноступенчатая, с блокируемым дифференциалом. Дифференциалы всех мостов снабжены механизмами принудительной блокировки. Кабина типа МАЗ-5337. В список дополнительного оборудования входят: жидкостный подогреватель двигателя, обогреваемый фильтр-отстойник Separ, подогрев забора топлива, автономный отопитель кабины и кондиционер, защита фар. Кроме того, дополнительно КОМ от промежуточного вала КП.

МЗКТ-700800 (8х8)

Новое четырехосное полноприводное шасси МЗКТ-700800 с рамой-платформой с индивидуальной подгонкой посадчных мест непосредственно на раме и гидробалансирной подвеской предназначены для установки мобильной бурильной установки (МБУ) и ее транспортировки на как по дорогам, так и вне таковых. При полной массе 61 000 кг шасси рассчитано на монтаж надстроек массой до 40 000 кг. Колесная база составляет 2000+5400+1500 мм, дорожный просвет – 407 мм. Базовый двигатель – Сaterpillar C15 ACERT (475 л.с.), с ним агрегатирована 6-ступенчатая автоматическая коробка передач Allison 4700. Раздаточная коробка одноступенчатая, с блокируемым дифференциалом. Дифференциалы всех мостов снабжены механизмами принудительной блокировки. Кабина одноместная повышенной комфортабельности. В список дополнительного оборудования входят: жидкостный подогреватель двигателя, обогреваемый фильтр-отстойник Separ, подогрев забора топлива, автономный отопитель кабины и кондиционер, защита фар.

МЗКТ-700400 (10х10)

Новое пятиосное полноприводное шасси МЗКТ-700400 полной массой 61 000 кг рассчитано на монтаж надстроек массой до 40 000 кг. Три оси сгруппированы в заднюю тележку, колесная база составляет 1900+5500+1500+1500 мм, дорожный просвет – 360 мм. Базовый двигатель – Сaterpillar C15 ACERT (400 л.с.), с ним агрегатирована 6-ступенчатая автоматическая коробка передач Allison 4700 OFS. Раздаточная коробка одноступенчатая, с блокируемым дифференциалом. Дифференциалы всех мостов снабжены механизмами принудительной блокировки.

МЗКТ-800300 (12х12)

Новое шестиосное спецшасси МЗКТ-800300 с приводом на все оси, с рамой-платформой (без надрамника для спецнадстройки) предназначено для перевозки МБУ по бездорожью. Его полная длина составляет 17 755 мм, колесная база – 2050+2400+3500+2250+2050 мм, дорожный просвет – 340 мм, максимальная высота – 3300 мм. При полной массе 92 000 кг шасси рассчитано на монтаж оборудования массой до 56 000 кг. Применяется сдвоенный силовой агрегат из дизелей Caterpillar C-15 мощностью по 580 л.с. и автоматическая 6-ступенчатая коробка передач Allison 4700 OFS с блокируемым гидротрансформатором, с которой агрегатирована одноступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом. Установлены механизмы принудительной блокировки межосевых и межколесных дифференциалов. Используется система регулирования давления воздуха в шинах. Кабина одноместная повышенной комфортабельности.

МЗКТ-800500 (14х14)

Новое семиосное спецшасси МЗКТ-800500 с приводом на все оси, с рамой-платформой (без надрамника для спецнадстройки) предназначено для перевозки МБУ по бездорожью. Его полная длина составляет 18 250 мм, колесная база – 1500+1500+4000+1500+2550+1950 мм, дорожный просвет – 340 мм, максимальная высота – 3460 мм. При полной массе 92 000 кг шасси рассчитано на монтаж оборудования массой до 56 000 кг. Применяется сдвоенный силовой агрегат из дизелей Caterpillar C-15 мощностью по 580 л.с. и автоматическая 6-ступенчатая коробка передач Allison 4700 OFS с блокируемым гидротрансформатором, с которой агрегатирована одноступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом. Установлены механизмы принудительной блокировки межосевых и межколесных дифференциалов. Используется система регулирования давления воздуха в шинах. Кабина одноместная повышенной комфортабельности.

МЗКТ-65276 (10х10)

Пятиосное полноприводное шасси МЗКТ-65276, полезная длина рамы которого составляет 8,97 м, благодаря ширине 2550 мм может без ограничений применяться как на бездорожье, так и на дорогах всех типов. Его полная длина – 13 625 мм, колесная база – 2050+4750+1500+1500 мм, дорожный просвет – 380 мм, максимальная высота по кабине – 3350 мм. При полной массе 59 000 кг шасси рассчитано на монтаж оборудования массой до 38 000 кг. Базовый дизель – ЯМЗ-7511 (400 л.с.), с ним агрегатированы 9-ступенчатая механическая коробка передач и одноступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом. Установлены механизмы принудительной блокировки межколесных дифференциалов. Передняя подвеска рессорная, задняя – гидробалансирная. Шины с регулируемым давлением воздуха.

МЗКТ-690610 (6х6)

Специальный трехосный седельный тягач для буксирования башенных кранов по дорогам общего пользования и вне дорог. Может использоваться и для перевозки различных грузов в составе автопоезда полной массой 55 000 кг с полуприцепами типа МЗКТ-5247Д и МАЗ-93. Оснащен вынесенной вперед и пониженной кабиной производства МАЗа. Его колесная база составляет 3100/ 2050 мм, допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство – 13 000 кг. Базовый дизель – 8-цилиндровый V-образный ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 300 л.с. Коробка передач – 8-ступенчатая механическая, раздаточная коробка – 2-ступенчатая.

МЗКТ-7429, МЗКТ-742910 (8х8)

Четырехосные седельные тягачи МЗКТ-7429 и МЗКТ-742910 предназначены для работы в сложных дорожных условиях и вне дорог, чему способствуют полноприводная трансмиссия, 400-миллиметровый дорожный просвет, энергоемкая передняя торсионная подвеска, механизмы блокировки межколесных и межосевых дифференциалов, односкатные колеса и шины с регулируемым давлением и развитым рисунком протектора.

МЗКТ-7429 укомплектован кабиной производства МАЗа, его колесная база составляет 2200+2650+1700 мм, а допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство равна 23 000 кг. Базовый дизель – 8-цилиндровый V-образный ТМЗ-8424.10-03 мощностью 470 л.с. Коробка передач – 9-ступенчатая механическая, раздаточная коробка – 2-ступенчатая.

МЗКТ-742910. Cедельный тягач отличается с двухрядной 7-местной кабиной собственного производства МЗКТ, полностью независимой подвеской и повышенной до 28 000 кг допустимой нагрузкой на ССУ. Его колесная база составляет 2200+2750+1700 мм. Габаритная длина 10 200 мм, дорожный просвет 500 мм. Двигатель – 600-сильный ТМЗ-85431.10, с ним агрегатирована 6-ступенчатая ГМП. Устанавливаемая в паре с ним КП – гидромеханическая МЗКТ-6561 с 6 диапазонами. Седельный тягач способен буксировать полуприцепы полной массой 100 000 кг.

МЗКТ-741310, МЗКТ-741320 (8х8)

Унифицированные по ходовой части, силовому агрегату и кабине седельный тягач МЗКТ-741310 и балластный тягач МЗКТ-74132 предназначены для транспортировки крупных неделимых грузов как по дорогам, так и вне таковых. Первый может работать в составе автопоезда массой до 124 000 кг (допустимая нагрузка на «седло» – 30 000 кг), второй рассчитан на буксировку прицепа массой до 400 000 кг (масса балласта – до 15 000 кг). Двигатель – 12-цилиндровый V-образный ЯМЗ-8401.10-04 мощностью 650 л.с. Коробка передач – 4-ступенчатый «автомат» производства МЗКТ, раздаточная коробка – 2-ступенчатая. В трансмиссии применены блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы, передняя подвеска торсионная, задняя – рессорно-балансирная.

МЗКТ-700800 (8х8), МЗКТ-00500 (10х10)

Унифицированные по ходовой части, силовому агрегату и кабине шасси – МЗКТ-700300 (8х8) и МЗКТ-800500 Четырехосное шасси полной массой массой до 124 000 кг (допустимая нагрузка на «седло» – 30 000 кг), второй рассчитан на буксировку прицепа массой до 400 000 кг (масса балласта – до 15 000 кг). Двигатель – 12-цилиндровый V-образный ЯМЗ-8401.10-04 мощностью 650 л.с. Коробка передач – 4-ступенчатый «автомат» производства МЗКТ, раздаточная коробка – 2-ступенчатая. В трансмиссии применены блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы, передняя подвеска торсионная, задняя – рессорно-балансирная.



МЗКТ-5002, 4х4, шасси (бортовой)


МЗКТ-6001, 6х6, шасси (бортовой)


МЗКТ-6002, 8х8,
шасси (бортовой)


МЗКТ-690610, 6х6, седельный тягач для строительных кранов


МЗКТ-700610, 8х4, шасси


МЗКТ-700600, 8х4, шасси


МЗКТ-692371, 8х4, шасси


МЗКТ-750440, 8х8, седельный тягач


МЗКТ-741600-010, 8х8, седельно-балластный тягач



МЗКТ-741600-011, 8х8, седельный тягач


МЗКТ-652511, 6х6, шасси


МЗКТ-800770, 6х6, шасси под МБУ



МЗКТ-700200, 8х8, шасси под МБУ


МЗКТ-700800, 8х8, шасси под МБУ


МЗКТ-700400, 10х10, шасси под МБУ



МЗКТ-791910, 12х12, шасси под МБУ


МЗКТ-800300, 12х12, шасси под МБУ


МЗКТ-800500, 14х14, шасси под МБУ


МЗКТ-791300, 8х8,
шасси с КМУ под сортиментовоз


МЗКТ-790110, 8х8,
шасси под пропантовоз


МЗКТ-730100, 8х8, бортовой с КМУ



МЗКТ-652712, 8х8, шасси


МЗКТ-700700, 8х8, шасси


МЗКТ-790976, 8х8, специальный с платформой


МЗКТ-700650-013, 10х4, шасси


МЗКТ-65276, 10х10, шасси



МЗКТ-700400, 10х8, шасси


МЗКТ-742900, 8х8, седельный тягач


МЗКТ-742910, 8х8, седельный тягач


МЗКТ-74131, 8х8, седельный тягач


МЗКТ-74132, 8х8, балластный тягач

Специальные крановые шасси МЗКТ

Программа специальных крановых шасси МЗКТ, начиная с 2011 года постоянно расширяется и модернизируется, в том числе и за счет моделей повышенной проходимости МЗКТ-652714 (8х8) и МЗКТ-65715 (8х8), тяжелых пятиосных моделей МЗКТ-750120 и МЗКТ-740001 (10x4), МЗКТ-790400 (10x8), а также новой серии МЗКТ-750110 (8х4) с современной кабиной с сидением водителя на пневмоподвеске, сменившей прежнюю аналогичную модель МЗКТ-69234.


МЗКТ постепенно обновил всю линейку крановых шасси. На фото шасси нового поколения МЗКТ-750110 с кабиной повышенной комфортабельности

МЗКТ-750110. Новая серия крановых шасси с колесной формулой 8х4 предназначена для движения по дорогам общего пользования и при полной массе 42 000–45 000 кг рассчитана на монтаж оборудования массой до 30 300–33 000 кг. При общей длине 9350 мм их колесная база составляет 2100+3500+1400 мм, высота кабины – 2900 мм, а клиренс – 210 мм. От прочей техники МЗКТ новое шасси отличается более низким расположением верхней полки лонжерона рамы (980 мм). Сами лонжероны швеллерного сечения выполнены ровными по всей длине. Передняя подвеска рессорная, зависимая, с амортизаторами телескопического типа. Подвеска задней тележки рессорно-балансирная. Рулевое управление с интегральным гидроусилителем, европейского производства. Задние мосты с гипоидной главной передачей. Базовый двигатель – ЯМЗ-651 (Евро-4), коробка передач – 9-ступенчатая механическая. В список дополнительного оборудования входят: жидкостный подогреватель двигателя, обогреваемый фильтр-отстойник Separ, подогрев забора топлива, автономный отопитель кабины и кондиционер, защита фар.

МЗКТ-652715. Крановое шасси с колесной формулой 8х8 предназначено для эксплуатации как на дорогах, так и на бездорожье. Его полная масса – 46 000 кг, масса устанавливаемых надстроек – 31 500 кг. Дизель – рядная «шестерка» ЯМЗ-652 мощностью 412 л.с., Евро-4, коробка передач – 9-ступенчатая механическая FAST GEAR 9JS220TA, раздаточная коробка – 2-ступенчатая МЗКТ. Колесная база шасси – 2100+3600+1500 мм, высота кабины – 2880 мм.

МЗКТ-740001. Шасси нового поколения с колесной формулой 10х4 предназначено для монтажа крановых установок и другого строительного оборудования массой до 44 000 кг. При общей длине 11 100 мм его колесная база составляет 2100+3200+1400+1400 мм, высота кабины – 2650 мм, клиренс – 250 мм. При полной массе 58 000 кг оно предназначено для эксплуатации преимущественно на дорогах усовершенствованного типа. Дизель – рядная «шестерка» (Евро-4) – ЯМЗ-652 мощностью 412 л.с. Коробка передач механическая 9-ступенчатая. В список дополнительного оборудования входят: жидкостный подогреватель двигателя, обогреваемый фильтр-отстойник Separ, подогрев забора топлива, автономный отопитель кабины и кондиционер, защита фар.

МЗКТ-790200. Полноприводное шасси нового поколения с колесной формулой 10х10 и всеми управляемыми колесами для эксплуатации как на дорогах, так и на бездорожье предназначено для монтажа крановых установок и другого строительного оборудования массой до 38 000 кг. Полная масса составляет 65 000 кг. При общей длине 13 500 мм его колесная база составляет 2600+2600+1600+1620 мм, высота кабины – 2740 мм, клиренс – 360 мм. Дизель V8 (Евро-4) – ТМЗ-8431.10 мощностью 470 л.с. Коробка передач автоматическая 6-ступенчатая. В список дополнительного оборудования входят: жидкостный подогреватель двигателя, обогреваемый фильтр-отстойник Separ, подогрев забора топлива, автономный отопитель кабины и кондиционер, защита фар.


МЗКТ-750110-110 (8х4), крановое шасси

МЗКТ-750120 (10х4), крановое шассиМЗКТ-750500. Дорожный четырехосный самосвал МЗКТ-7505 с приводом на две задние оси призван на замену модели МЗКТ-65151, также предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования и при полной массе до 49 000 кг рассчитан на перевозку 32 000 кг груза. Колесная база автомобиля – 2100+2600+1500 мм, дорожный просвет – 330 мм, геометрический объем опрокидываемой назад самосвальной платформы – до 20 м 3 . Возможна установка кузовов боковой разгрузки. Базовый двигатель – рядный 6-цилиндровый дизель ММЗ-WP12.460E5 мощностью 460 л.с. (Евро-5), с ним агрегатируют 9-ступенчатую механическую коробку передач китайского производства.

МЗКТ-750100. Самосвал с задней разгрузкой кузова объемом 20 м³. При конструктивно допустимой полной массе 48 700 кг грузоподъемность составляет 32 000 кг. Суммарная длина колесной базы равна 6200 мм. Самосвал оснащен дизелем V8 ЯМЗ-651-05 (Евро-4) мощностью 412 л.с. и 9-ступенчатой коробкой передач МЗКТ-7000600. По заказу возможна уставновка дизеля ММЗ-WP12.460E5 (Евро-5) мощностью 460 л.с. Объем топливного бака – 312 л. С 2014 года самосвал выпускается с новой кабиной.

МЗКТ-652700. Эта четырехосная модель самосвала, будучи полноприводной, с энергоемкой подвеской, клиренсом 380 мм, односкатными колесами и шинами с развитыми грунтозацепами, предназначена для эксплуатации на бездорожье. Базовый двигатель – 400-сильный ЯМЗ-7511.10, коробка передач – 9-ступенчатая механическая, «раздатка» – одноступенчатая. При полной массе 48 000 кг самосвал в 14-кубовом разгружаемом назад кузове может перевозить до 27 000 кг груза. Новая модификация 652700-200 с ребристыми стенками увеличенного по объему кузова при полной массе 44 000 кг способна перевозить те же 27 000 кг груза.

МЗКТ-751650. Внедорожный самосвал с колесной базой 2200+2650+1700 мм и клиренсом 400 мм оснащен дизелем ЯМЗ-8424.10 (470 л.с.), с которым агрегатированы 9-ступенчатая механическая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная коробка. При полной массе 47 000 кг он рассчитан на перевозку 24 500 кг сыпучих грузов. Объем самосвальной платформы – 16,5 м 3 .

10 020х3070х3500 мм, разгрузка назад
Полная масса, кг 47 000
Грузоподъемность, кг 24 500
Объем кузова, м 3 16,5
Двигатель дизельный 17,24 л/ 425 л.с.

Самосвал «Волат» стал сильнее

МЗКТ-65151-010 8х4

Постоянным читателям может показаться, что такой самосвал уже был протестирован испытателями журнала «Основные Средства». Да, на первый взгляд, минские самосвалы – близнецы-братья: и кабины одинаковые, и кузова, и даже цвет. Так в чем же разница между МЗКТ-65158 и МЗКТ-65151?

Как и положено экспертам, в первую очередь мы решили сравнить технические характеристики, предлагаемые потребителям Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ). Оказалось, что автомобили оснащены разными двигателями: на МЗКТ-65158 установлен ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с., на МЗКТ-65151 – ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с. Однако одна деталь в технических параметрах показалась весьма странной: полная масса «158-го» 40 тонн, у «151-го» – 41 тонна. Получается, отличия только в одну тонну? Причем, эта тонна приходится на разницу снаряженной массы автомобиля, но как вез он в кузове 25 тонн, так и везет.



Решили проконсультироваться у специалистов МЗКТ. Оказалось, что изначально на первые экземпляры машин устанавливали двигатели Тутаевского моторного завода мощностью 410 л.с., но от потребителей стало приходить на завод много нареканий именно на ненадежность двигателей. Производители самосвалов отказались от моторов Тутаевского завода и перешли на двигатели ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с. Однако и этими агрегатами потребители остались недовольны: моторы стали «просаживаться», т. е. их мощности не хватало для такого самосвала. Тогда на заводе приняли решение комплектовать машины более мощными двигателями ЯМЗ-7511.10, тем более что они соответствуют экологическим нормам Euro II. Вопрос вроде бы прояснился, но нас очень насторожило выражение «просаживались». Опять пришлось интересоваться у потребителей условиями эксплуатации самосвалов МЗКТ. И снова неувязка: никто не перевозит по 25 тонн. Разница по массе груза варьируется от 1 до 5 тонн, иногда и до 6 тонн. К чести Минского завода, никто из опрошенных водителей не пожаловался на ненадежность конструкции агрегатов «Волатов».

Отдавая отчет в том, что навлекаем на себя гнев представителей МЗКТ, испытуемый самосвал МЗКТ-65151 мы перегрузили – тест-группа решила испытать самосвал с превышением полной массы, доведя ее с 41 до 45 тонн. Тем более что результаты испытаний МЗКТ-65158 с МЗКТ-65151 сравнивать мы не собираемся, поскольку климатические и методические условия испытаний кардинально отличались.

Упоминание о различии климатических условий очень важно, поскольку во время испытаний выпал снег, но температура не превышала 0...+1 °С. В этих сложных дорожных условиях минский самосвал показал себя очень хорошо. Почему «хорошо», а не «отлично»? Да потому, что не было идеальных условий испытаний, предписываемых ГОСТом, т. е. нормированная масса, сухой асфальт или грунт, плюсовая температура и т. д. В общем, тех условий, что соответствуют приемочным или сертификационным испытаниям. Однако редакционная тест-группа – не приемочная и не сертификационная комиссия и автомобили эксплуатируются не в идеальных условиях, а в реальных.

Итак, нас поразило, что перегруженный минский самосвал совершенно свободно сохраняет несколько более высокий скоростной режим, чем заявленный производителем, т. е. 75 км/ч, причем без особой перегрузки силового агрегата. Для МЗКТ-65151 массой 45 тонн скорость 80 км/ч – не проблема. Он бы и быстрее пошел, но погодные условия не позволяли. Упомянем и хорошо отрегулированную педаль «газа»: во время замеров расхода топлива на постоянных скоростях педаль четко фиксировала стрелку спидометра без вспомогательного дросселирования (т. е. постоянной «игры» ногой на педали). Если задана скорость 50 км/ч, значит, стрелка спидометра замрет на цифре 50, если 70 км/ч – значит на цифре 70. Кстати, тяговитость силового агрегата минского самосвала очень хорошая. После того как были сделаны замеры расхода топлива с полной массой на скорости 40 км/ч, мы решили попробовать, как автомобиль пойдет на скорости 30 км/ч. Уж больно ровно машина шла на предыдущей скорости. Результат тот же: двигатель работал ровно, без надрыва, ход плавный, без скачкообразного перемещения. Притом в кузове 29 тонн. Но это все на совершенно ровном участке дороги.


При замерах расхода топлива в режиме имитации городского движения (ИГД) самосвал МЗКТ-65151 тоже показал хорошие ходовые качества. Маршрут ИГД изобилует большим количеством подъемов и спусков, поворотов, остановок и разгонов. Скоростной режим меняется от 15 до 60 км/ч. Проблем с динамикой не возникало – даже подъем 4% самосвал преодолевал на скорости 60 км/ч на 6-й передаче верхнего ряда и только в конце 800-метрового подъема пришлось переключаться на нижний ряд, чтобы сохранить скоростной режим.


Сложности появились на спусках и поворотах. Итак, спуск 6%, скоростной режим 60 км/ч. Его необходимо соблюдать. Машина разгоняется, и надо притормаживать. Включаем моторный (горный) тормоз... а торможения нет. Автомобиль продолжает разгоняться. Приходится применять стандартную тормозную педаль. Для чего тогда на двигателе устанавливают этот моторный тормоз? Разве только чтобы двигатель глушить (кстати, здорово глушится!). Мы понимаем, что это претензии к ярославским моторостроителям, но двигатель-то установлен на автомобиле МЗКТ, и нарекания пойдут от потребителей руководству МЗКТ.

Самосвал мы, конечно, перегрузили, но это наука и эксплуатационникам: перегруженная минская машина повороты проходит плохо. Там, где загруженный по норме автомобиль может проходить поворот со скоростью примерно 40 км/ч, перегруженный автомобиль – 30 км/ч, а то и меньше. При перегрузке смещается центр тяжести, и машина становится неустойчивой, несмотря на отличные стабилизаторы поперечной устойчивости.

Еще одно интересное наблюдение мы сделали при испытании самосвала МЗКТ-65151 на дороге со снежным покрытием. Есть такое понятие – продавить лед. Это когда тяжелые автомобили своей массой раздавливают снежное и ледяное покрытие на дороге. Существует мнение, что тяжелый автомобиль лучше стоит на снежной или ледяной дороге, чем легковой. Мы проверили это во время испытаний, правда, без приборов, визуально. Никакой разницы в поведении грузовых и легковых автомобилей на утрамбованном снегу или льду нет до тех пор, пока толщина покрова менее 60...70 мм. Если слой укатанного снега или льда больше во время торможения или прохождения поворота, легковой автомобиль продолжает скользить, и для него это опасно. Грузовой автомобиль с грузом, особенно с такой массой, как наш испытуемый МЗКТ, начинает «продавливать» ледяное покрытие, приобретая все более устойчивое курсовое положение в повороте или при торможении.


Однако самое страшное при управлении грузовым автомобилем – свежий, только выпавший снег и снежная каша. Нетронутый снег самосвал МЗКТ утрамбовывал, превращая под колесами в отличный лед, как, впрочем, и снежную кашу, даже, несмотря на остающийся след протектора от шин. Управлять минским самосвалом на свежевыпавшем снегу или на снежной каше было практически невозможно. В поворотах машину постоянно заносило, при торможении след превращался в ледовое покрытие.

Управлять минским самосвалом в нормальных, пусть и зимних, условиях можно было бы без особых нареканий. Мы отметили только, что большой люфт рулевого колеса да его диаметр. Были, впрочем, еще отдельные неприятные моменты. Например, не работал датчик топлива, и мы веточкой замеряли уровень топлива в баке. В системе охлаждения вместо тосола оказалась вода. Слили, купили 50 л тосола и залили – зима как-никак. Из панели приборов вываливались световые датчики. Пытались закрепить – не получилось, прилепили на жевательную резинку. Кронштейны зеркал «хлопали», и мы сами затягивали гайки, укрепив заодно сами зеркала – они плохо держались. Кнопка обогрева зеркал отсутствовала, хотя подводка существует. Мы, конечно, понимаем, что кабина старая, «мазовская», но претензии-то все равно к МЗКТ. А потому вопрос о «детских болезнях» надо снимать на самом предприятии, поскольку автомобиль новый и прошел всего 1 800 км. Конструкция рамы, ходовой и самосвального кузова надежная, даже очень надежная, поскольку Минский завод колесных тягачей всегда специализировался на изготовлении военной техники, которая отличается простотой, надежностью и неубиваемостью в любых условиях. Эти же качества перенесли специалисты МЗКТ и на конструкцию техники гражданского назначения, в том числе на самосвалы. Например, оригинальная балансирная задняя подвеска. Удачная, надежная и одновременно простая конструкция двух передних управляемых мостов. Удачно расположен защищенный топливный бак с промежуточной ручной системой прокачки топливной магистрали. Удобно обслуживать почти все заливные горловины, кроме двигателя, поскольку находятся они за «дневной» кабиной. Мы в этом убедились, когда меняли воду в системе охлаждения на тосол. Кстати, в системе охлаждения сделаны два сливных крана: возле радиатора и на блоке двигателя.



Для контроля уровня жидкости в подъемном устройстве самосвального кузова существуют два контрольных оконца: одно в баке для гидроподъемника, другое в раме самосвала возле аккумуляторного ящика.

Управление подъемом-опусканием кузова производится из кабины при включенном нижнем ряду коробки передач. Однако, если необходимо, можно производить подъем-опускание кузова и снаружи, при помощи кнопочного блока, расположенного рядом с подъемником кабины. Задний борт самосвального кузова открывается автоматически, и в поднятом открытом состоянии его можно зафиксировать специальными металлическими пальцами. Груз в кузове тентируется лебедкой, и для этого не надо корячиться и лезть в кузов или таскать за рукоятку какую-то рамку. С правой стороны кузова сделана выдвижная площадка с лесенкой. Очень удобно. Запасное колесо опускается тоже лебедкой, но этим теперь никого не удивишь.



Как видим, достоинств у самосвала МЗКТ немало. Тем не менее нас не покидало ощущение, что в каждом положительном решении того или иного приспособления есть отрицательный момент. Не везде, конечно, но есть. Так, отличный подъемник кабины установлен в том месте, где после первого же выезда его облепит грязь. Это на самосвале-то! А рядом расположен блок ручного подъема кузова. Электросистема имеет два включателя «массы»: кнопочный в кабине и другой – возле аккумуляторного ящика. «Уличный» включатель расположен так, что случайный камень, попав под кузов, может его раздавить. Противоподкатный брус и его крепление таковы, что любой посягнувший на него водитель будет долго вспоминать о своем необдуманном поступке. Зато брус нерегулируемый и после выгрузки на нем оказывается целая гора песка, как, впрочем, и на блоке задних габаритных фонарей: защиты у них нет. Да и от фонарей заднего хода при движении в темное время суток задним ходом для такого самосвала проку мало. Там, самое малое, фару надо устанавливать. Многие водители, кстати, сразу так и делают, как только получают самосвал МЗКТ. Сами видели в Москве.

Звуковой сигнал заднего хода входит уже в комплектацию самосвала МЗКТ-65151. Хорошая вещь, но только до той поры, пока не забьется снегом или грязью, потому что установлен сигнал не там, где надо бы: под кузовом между задними осями. Другого места для него, по-видимому, не нашлось. Но конструкция самосвального кузова предусматривает систему подогрева платформы выхлопными газами в зимний период. Специалисты МЗКТ утверждают, что она уникальна. Может быть, главное – чтобы она надежно работала.

Еще один пример необъяснимой логики конструкторов. Рулевая колонка на МЗКТ регулируется и по высоте, и по углу наклона. Водительское сиденье подрессорено, регулируется по высоте и в горизонтальном направлении. Казалось бы, водитель любого роста может комфортно организовать себе рабочее место. Но... сиденье без хорошей боковой поддержки и не регулируется по углу наклона спинки. А если даже и регулируется, то как-то очень хитро, с «заковыкой», которую нам не удалось найти.

С рычагом привода переключения коробки передач тоже не все так просто. Очень, кстати, удобная рукоятка. Тем не менее, если ее оставить в нейтральном положении и заглушить двигатель, от стартера его уже не заведешь. А если эту рукоятку в нейтральном положении водитель придвинет в свою сторону, двигатель от стартера заведется с полоборота. Такая вот «противоугонка» установлена на МЗКТ. О том, что передачи переключаются не как на Volvo или Scania, и говорить нечего. Отечественные машины всегда этим «отличались». В этом нет для нас ничего удивительного.

Спрашивается, для чего мы рассказываем о таких, на первый взгляд, мелочах. Да для того, чтобы на Минском заводе больше обращали внимание на эти «мелочи», особенно службы контроля качества и маркетинга. И конструкторам есть с чем поработать. Мы говорили, что топливный бак хороший и установлен удачно, а заправлять неудобно, потому что горловина расположена неправильно и заправочный пистолет плохо в нее входит – кузов мешает, вернее днище кузова. В автомобильном спорте такие мелочи называются «сопли». Не подобрал их перед гонкой и сошел с дистанции. Такие огрехи приходится убирать самим потребителям, точнее – водителям или механикам. Им работать за рулем ваших автомобилей надо, да еще и целую смену, которая длится иногда 12 часов. А спинка сиденья не регулируется, передачи включаются с героическим усилием штангиста или световой индикатор перед носом на проводочках раскачивается. Можно представить себе такого водителя после смены! Самое обидное, что машина действительно надежная, приспособлена к российским условиям эксплуатации. И потребителям такой автомобиль нужен, как показала выставка-семинар, проведенная в Минске на МЗКТ.


Уже после испытаний мы обратили внимание на самосвалы МЗКТ-65151, эксплуатируемые в Москве. Можно констатировать, что минским самосвалам не занимать динамики, которую мы оценили на «отлично» и для порожнего автомобиля, и для груженого. Это хороший показатель для плотного городского потока. И уж полный «экстрим» мы случайно наблюдали на одной из московских стройплощадок. Ледяной дождь, ледовый панцирь на подъездной дороге стройплощадки, жуткий ветер при нулевой температуре. Некоторая строительная техника простаивает, поскольку перемещаться по таким дорогам опасно. К куче строительного мусора задним ходом подъезжает для загрузки МЗКТ-65151. Подъехал, стоит, ждет загрузки. Экскаваторщик кричит водителю самосвала, что предыдущую машину тащили двумя бульдозерами – буксовала на льду. Водитель выскочил из кабины без верхней одежды (отопитель в кабине самосвала хороший, мы проверяли в испытуемой машине), посмотрел грунт под колесами своей машины и крикнул экскаваторщику, чтобы тот загружал: мол, выйду. Экскаваторщик покрутил пальцем у виска, но загрузку начал. Полный самосвал МЗКТ поначалу забуксовал на льду. Затем водитель, по-видимому, включил блокировку, и машина потихоньку выехала из-под загрузки. Мы видели, как экскаваторщик только покачал головой, глядя на отъезжающий самосвал.

Техническая характеристика самосвала МЗКТ-65151-010 (данные завода-изготовителя)
колесная формула 8х4
Управляемые колеса 2 передние оси
Число мест в кабине 2
Масса груза, кг 25 000
Масса снаряженная, кг 16 000
Масса полная, кг 41 000
Распределение полной массы на передние оси, кг 2х7 500
Распределение полной массы на задние оси, кг 2х13 000
Платформа кузова Обогреваемая с переключателем
Вместимость кузова, м 3 16,5
Двигатель ЯМЗ-7511.10
Топливо Дизельное
Мощность, кВт (л.с.) 294 (400)
Коробка передач МЗКТ-65151
Число передач 9/1
Сцепление ЯМЗ-184
Максимальная скорость, км/ч 75
Внешний радиус поворота, м 11,5
Шины 12.00R20 н/с 18
Отпускная цена завода, у.е. 55 326

Хорошая машина самосвал МЗКТ-65151. И перегрузку выдержит, хотя перегружать не советуем, и любые климатические условия, и «прославленные» российские дороги. И недостатков у МЗКТ-65151, мы уверены, будет все меньше. Минские автостроители без дела не сидят. Надеемся, их продукция будет на уровне европейских грузовиков, а может, и лучше.


Результаты испытаний самосвала МЗКТ-65151-010
Масса автомобиля, кг 16 620 45 140
Расход топлива, л/100 км, при 40 км/ч 28,1 43,9
То же, л/100 км, при 50 км/ч 31,7 46,7
То же, л/100 км, при 60 км/ч 36,5 50,5
То же, л/100 км, при 70 км/ч 42,3 57,1
То же, л/100 км, при 80 км/ч 49,1
То же, л/100 км, при максимальной скорости 49,7 65,5
Расход топлива, л/100 км, в режиме ИГД* 42,9 (при средней
скорости 36,4 км/ч)
63,0 (при средней
скорости 32,3 км/ч)
Максимальная скорость, км/ч 81,2 79,6
Время разгона, с, на 400 м 33,8
То же, с, на 1000 м 61,4
Время разгона, с, до 60 км/ч 29,2

*ИГД – имитация городского движения.

Испытания проводились на дорогах ФГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306–90 и ГОСТ 20576–90. Испытания самосвала МЗКИ-65151-010 проведены на заснеженной дороге. Временами шел сильный мокрый снег, в связи с чем интенсивность разгона с места автомобиля массой 45 140 кг не определялась.

Самосвал МЗКТ-65151-010 (8х4) для проведения редакционных испытаний предоставлен официальным представительством МЗКТ в России «Группа компаний РИАЛ – ТРЕЙДИНГ АВТО» .

91 Views

МЗКТ 65151 – самосвал с колесной формулой 8 на 4, изготовленный на базе шасси МЗКТ 692371. Модель отличают исполинский вид, большой объем кузова и мощный агрегат. Автомобиль предназначается для транспортировки сыпучих грузов и строительных материалов и может использоваться на дорогах любого типа с заездом в карьеры или на строительные объекты с подъездными путями.

На рынке самосвал МЗКТ 65151 присутствует давно (начало продаж – 2001 год). В период увеличения спроса на массивные грузовики Минский завод колесных тягачей начал разработку собственной модели с большой грузоподъемностью и возможностью передвигаться по дорогам общего пользования. Для автоперевозчиков основной проблемой является действующее в странах СНГ и России ограничение нагрузки на одну ось, равное 13000 кг. Единственной возможностью повышения грузоподъемности для производителя стало применение добавочной оси. Разработчикам удалось достичь оправданного увеличения снаряженной массы и расхода топлива для новой конструкции. В итоге появилась модель МЗКТ 65151, способная перевозить до 25 тонн груза. При этом использования совместно с прицепом конструкция не предусматривала.

В настоящее время МЗКТ 65151 морально устарел. В линейке производителя модель заменили более совершенным продуктом – МЗКТ 7501. Однако многие потребители продолжают использовать данную модель, а ее характеристики остаются актуальными.

Модификации

  • МЗКТ 65151-010;
  • МЗКТ 65151-020.

Конструктивно основные модификации серии МЗКТ 65151 не отличаются. Разница заключается лишь в типе используемой силовой установки. МЗКТ 65151-010 комплектуется двигателем ЯМЗ-7511.10 (400 л.с.), МЗКТ 65151-020 – агрегатом ЯМЗ-7512.10 (360 л.с.).

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 9060 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 3290 мм;
  • внешний радиус поворота – 11500 мм.


Весовые показатели:

  • снаряженная масса – 15000 кг;
  • грузоподъемность – 25000 кг;
  • полная масса – 40000 кг;
  • допустимая осевая нагрузка на передние оси – 7000 кг (на каждую);
  • допустимая осевая нагрузка на задние оси – 12500 кг (на каждую).

Прочие характеристики:

  • объем платформы – 16,5 куб.м;
  • время подъема платформы – 30 сек;
  • максимальная скорость – 75 км/час;
  • дистанция выбега с 50 км/час (снаряженная/полная масса) – 790/935 м.

Средний расход топлива на скорости 60 км/час составляет 45 л/100 км.

Двигатель

Изначально на МЗКТ 65151 устанавливались агрегаты Тутаевского моторного завода (410 л.с.). Однако после множества негативных отзывов от потребителей, касающихся надежности двигателей, от них решили отказаться.

В настоящее время завод использует 2 варианта силовых установок:

  • ЯМЗ-7511.10 – для МЗКТ 65151-010;
  • ЯМЗ-7512.10 – для МЗКТ 65151-020.

Двигатель ЯМЗ-7511.10 считается базовым для серии и входит в линейку V-образных дизелей, изготавливаемых Ярославским моторным заводом. 4-тактный дизель с жидкостным охлаждением, наддувом, механическим регулятором частоты вращения и непосредственным впрыском отлично подходит для большой техники.

Параметры мотора ЯМЗ-7511.10:

  • рабочий объем – 14,86 л;
  • номинальная мощность – 294 (400) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1715 Нм;
  • число цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • экологический класс – Евро-2.

Для модификации МЗКТ 65151-020 также применяется мотор ЯМЗ-7512.10, имеющий схожую конструкцию. Данный дизель отличается меньшей мощностью.

Параметры двигателя ЯМЗ-7512.10:

  • рабочий объем – 14,86 л;
  • номинальная мощность – 264 (360) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1570 Нм;
  • число цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход горючего – 195 (143) г/кВт в час (г/л.с. в час);
  • степень сжатия – 16,5;
  • экологический класс – Евро-2.

Устройство

Конструкция МЗКТ 65151 основана на прочной раме лонжеронного типа с поперечинами, закрепленными к лонжеронам болтами. Схема считается классической для продуктов завода и отличается повышенной прочностью.

Передняя подвеска является рессорной зависимой с телескопическими амортизаторами, задняя – рессорно-балансирная с дополнительным усилением. На осях используются балки с двутавровым сечением и поворотными кулаками. Первый задний мост является неразрезным и имеет центральный проходной редуктор, межколесный и межосевой дифференциалы с принудительной блокировкой. На втором заднем мосту установлен межколесный дифференциал с блокировкой. Подобная конструкция позволяет МЗКТ 65151 перевозить грузы повышенной массы. Автомобиль оснащается камерными шинами с универсальным протектором размерностью 12.00R20.

Для серии МЗКТ 65151 выбрана 2-диапазонная трансмиссия собственного изготовления с 9 ступенями и синхронизированным включением скоростей (всех, за исключением задней и первой). Коробка передач имеет комбинированную систему смазки (под давлением и разбрызгиванием). В качестве сцепления используется однодисковый механизм ЯМЗ-184. Отбор мощности для подъема кузова выполняется с заднего торца картера от особого вала, который соединяется с промежуточным валом трансмиссии.

В тормозной системе используются колодочные тормоза с пневмоприводом, установленные на каждом колесе. Основная тормозная система является двухконтурной. Также присутствуют стояночный, запасной и вспомогательный тормоза. В базовом исполнении антиблокировочной системы (ABS) не предусмотрено.

На МЗКТ 65151 устанавливается двухместная кабина, позаимствованная у модели МАЗ 5551. Кабина размещается на 4-точечной пружинной подвеске с гидравлическими амортизаторами для повышения комфорта движения. Опционально доступна пневматическая подвеска. Водительское кресло оборудовано упругим пневматическим механизмом, обеспечивающим удовлетворительную мягкость. Условиям работы разработчики МЗКТ 65151 уделили особое внимание. В базовой модификации присутствуют зеркала с электроподогревом, защелка для педали газа, механизм мониторинга засоренности фильтров и регулировка руля по углу наклона и высоте. В южном исполнении кабина оснащается кондиционером Webasto. Единственная трудность возникает при посадке, поскольку высота первой ступеньки достаточно большая.

Кузов МЗКТ 65151 существенно отличается от российских кузовов в части продуманности конструкции. Замки заднего борта сделаны так, чтобы при выгрузке массы засорение оказывается минимальным. Посредством них борт прочно фиксируется в закрытом положении. Лестницы для обслуживания платформы грамотно установлены, что значительно облегчает все работы. Кроме того, кузов имеет симпатичный дизайн.

Цена нового и б/у

Стоимость нового МЗКТ 65151 начинается с 1,95 миллиона рублей. Подержанных предложений данной модели на рынке достаточно много. Стоимость автомобилей 2004-2007 года выпуска лежит в пределах 480-980 тысяч рублей.

Аналоги

  • МЗКТ 7501;
  • МАЗ 6516;
  • МАЗ 551605;
  • Урал 63685.

МЗКТ-750100-021 - новая модель Минского завода колесных тягачей. "Усиленный" самосвал с колесной формулой 8х4, грузоподъемностью 32 т, в дорожном габарите. Почти "".

За этим достаточно "сухим" кратким описанием скрывается, на наш взгляд, одно из самых интересных предложений на рынке в своем сегменте. Почему? Наш даст ответ.

01. Новый Volat, МЗКТ-750100-021 - модель уже серийная, по меркам "тиражей" МЗКТ можно даже сказать массовая, но встречается пока, в основном, на строй-объектах с внутренней сетью технологических дорог. Новое у машины - практически всё.

Как развивалось семейство МЗКТ-7501 и от чего "плясали" при проектировании? Это тема нашей отдельной Ремарки .

Ремарка М-Парка

02. Предшественник - МЗКТ-65151 - был популярной моделью, но все-таки морально устарел. Самосвал нового семейства МЗКТ-7501 во всем превосходит его.

03. Первый опытный образец "усиленного" МЗКТ-750100 был собран в 2011 году, а широкой публике его впервые показали на выставке СТТ"2012 в варианте с U-образной платформой. Оригинальную каркасно-панельную пластиковую кабину изготовило ООО "Белкарпластик". Эта кабина была призвана наконец-то "увести" четырехосные самосвалы Volat от "участи" быть постоянно принимаемыми за изделия МАЗа.

04. Однако массовой эта кабина по ряду причин не стала. Но некоторое количество серийных МЗКТ-750100 с такой кабиной все же было изготовлено. Этот экземпляр с П-образной платформой работает в "Белдортрансе".

05. В итоге от пластиковой каркасно-панельной кабины отказались и применили вновь МАЗовскую, но нового поколения, от лесовозов МАЗ-6418. И опять встала проблема "похожести" на МАЗ.

06. Решили эту "проблему" рестайлингом внешности.

Именно в таком варианте МЗКТ-750100 стал массовым.

07. Ветровое и боковые стекла "обводят" черным контуром. Уже отличие.

08. Черная накладка на двери - еще один внешний отличительный атрибут.

09. Ну и, главное, конечно, собственная "маска". Именно она играет главную "внешне-отличительную" роль.

10. В итоге МЗКТ-750100 обрел собственное лицо. С МАЗом уже не спутаешь.

11. В самой ближайшей перспективе внешность МЗКТ-750100 вновь изменится и станет вот такой. У МЗКТ теперь есть шеф-дизайнер, который учился в Милане, и всерьез занялся внешним видом продукции завода.

12. Да, и еще у МЗКТ-750100 бампер собственной конструкции, не такой как у четырехосных МАЗов.

13. Основная светотехника очень простая. Фары - классические и широко распространенные ФГ-122 . Указатели поворотов - тоже легкоузнаваемые, применяются на огромном количестве отечественных машин. Так что с точки зрения ремонтопригодности такое решение - преимущество. Дополнительные нижние фонари - диодные.

14. Теперь изучим конструкцию шасси. В основе - специально усиленная рама, рассчитанная на перевозку 32 тонн груза. Под стать этой нагрузке и остальные узлы и агрегаты.

15. Под кабиной установлен 412-сильный ЯМЗ-651.10 экологического стандарта Euro-4.

16. Напомним - это рядный 6-цилиндровый дизель, бывший Renault DCi11 , права на который сейчас принадлежат "Группе ГАЗ". Производится он на площадке Тутаевского экспериментально-ремонтного завода, входящего в структуру ПАО "Автодизель".

17. Слева, за кабиной размещены глушитель-нейтрализатор системы выпуска отработавших газов и расширительный бачок системы охлаждения двигателя, смонтированные на одной стойке. Любопытное компоновочное решение.

18. В пространстве за фальшрешеткой радиатора различных "трубочек и проводков" стало больше, чем было прежде. Но это "плата" за возросший технический уровень двигателя и его европейскую родословную.

19. Задние мосты - неразрезные, усиленные. Важная особенность - межосевой и межколесный дифференциалы с принудительной блокировкой у первого заднего моста. Второй задний мост оснащен межколесным дифференциалом с принудительной блокировкой.

20. Эти мосты МЗКТ производит у себя. Теперь они допускают нагрузку до 16 тонн. Прежняя нагрузка, у МЗКТ-65151 , составляла 13 тонн.

21. Кроме того, на задней тележке установлена усиленная (по сравнению с предшественником) подвеска.

22. Передние оси тоже усилены. Теперь нагрузка составляет 9000 кг. У самосвала-предшественника этот параметр составлял 7500 кг.

23. Колеса для передних осей МЗКТ покупает в сборе. Обода размерностью 24x8,5 - итальянские Gianetti Ruote или турецкие Jantsa . Шины - экстремально-строительные износостойкие Continental HDC1 размерностью 12.00R24.

24. В передней подвеске теперь применяются малолистовые рессоры, что повысило плавность хода.

25. Топливный бак установлен слева. Его объем - 312 литров.

26. С другой стороны на этом же месте - ресиверы и аккумуляторный блок.

27. Задний защитный противоподкатной брус весьма мощный. Имеет простую цилиндрическую форму. Защитных решеток задней светотехнике, пожалуй, все-таки не хватает.

28. На модификации МЗКТ-750100-021 используется П-образная 20-кубовая самосвальная платформа. Подъемный цилиндр итальянский - фирмы Penta .

29. Предусмотрен механизм натяжения тента.

30. Над второй осью справа есть и выдвижная "платформочка" для доступа к механизму натяжения тента. Также с этого "балкончика" можно заглянуть внутрь кузова.

31. Интерьер - стандартный МАЗовский с так называемым "витебским" щитком и "старым" рулем. Но некоторые водители склонны считать именно этот "большой" руль более удобным.

32. Коробка передач механическая 9-ступенчатая - Fast Gear 9JS220TA+QH50 китайского производства.

33. Стоит такой автомобиль 138 900 . Нет, не долларов! А деноминированных белорусских рублей. Цена для России - 4 566 809 RUB . Это как минимум вдвое дешевле иномарок и даже дешевле четырехосных самосвалов МАЗ и КАМАЗ меньшей грузоподъемности.

За эту цену можно получить почти "

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...