Максимальная мощность двигателя ваз 2106. Все автомобили ваз

Был разработан Волжским автомобильным заводом на основе силового агрегата ВАЗ-2103 для новой модели 2106. Последняя, по сути, была рестайлингом популярной "тройки". Потому и изменения в конструкции мотора были небольшими. Объем двигателя составляет 1569 см. куб., мощность - 75 л.с., крутящий момент - 116 Нм.

История и конструкция двигателя ВАЗ-2106

Вообще "донор" мотора ВАЗ-2106 , двигатель ВАЗ-2103, ведет свою историю от начала производства автомобилей на Волжском автозаводе. Конструктивно силовой агрегат третьей модели был очень схож с агрегатом ВАЗ-2101 и разрабатывался на его основе. Работы велись с участием итальянских специалистов одновременно с главной модернизацией мотора ФИАТ - верхним распредвалом. Это, как известно, было основным требованием советских специалистов по доработке итальянского мотора. Потому налицо высокая степень унификации более мощной версии с первенцем ВАЗ.

Основной доработкой двигателя ВАЗ-2106 было увеличение рабочего объема на 117 см. куб. за счет возрастания диаметра цилиндра на 3 мм. Этот шаг позволил увеличить мощность на 9 л.с., и крутящий момент - на 12 Нм. Но, в связи с введением нового ГОСТа, мощность мотора ВАЗ-2106 стала составлять 75 л.с. (на 4 л.с. больше предшественника). Однако важной его особенностью было то, что увеличенная мощность достигалась при 5400 об/мин, что на 200 об/мин меньше мотора 2103. Максимальный крутящий момент также снимался при меньших оборотах - 3000 об/мин против 3400 об/мин. Потому двигатель стал намного эластичнее.

Вообще мотор ВАЗ-2106 имеет достаточно удачную конструкцию, что подтверждено спросом покупателей и длительным периодом его выпуска. Основные его конструктивные особенности: восемь клапанов, рядная конструкция, верхнее расположение распределительного вала, карбюраторная система питания. Блок цилиндров из низколегированного чугуна, головка блока - из алюминиевого сплава. Газораспределительный механизм мотора ВАЗ-2106 приводится двухрядной цепью.

Двигатель ВАЗ-2106 под капотом переднеприводных Москвичей

Именно благодаря простой и проверенной конструкции, а также неплохим динамическим и мощностным характеристикам двигатель ВАЗ-2106 был избран для установки на Москвич-2141, как альтернатива уфимскому УЗАМ-412 . Он был более эластичен и несколько мощнее. Потому обеспечивал машине лучшую динамику и удобство в управлении. Изначально завод из Тольятти поставлял на АЗЛК несколько переделанные моторы ВАЗ-2106. В них были иные точки крепления, форма масляного картера и месторасположение маслоприемника. Такая версия получила индекс ВАЗ-2106-70. Однако, доработанные силовые агрегаты устанавливались недолго. Позже начались поставки стандартных моторов ВАЗ-2106, под которые на московском заводе был несколько доработан подрамник.

Однако, на дату начала выпуска "сорок первого" (1986 год) этот двигатель уже был морально устаревшим. Кроме того, его объема и мощности все же было недостаточно для достаточно большого хетчбэка. Потому, несмотря на свои преимущества, мотор ВАЗ-2106 также не был удачным вариантом для АЗЛК. Хотя его устанавливали на автомобили АЗЛК-2141 и его семейства вплоть до остановки завода.

У автомобиля ВАЗ 2106 тюнинг двигателя позволит не только повысить мощность агрегата и скорость машины. Правильная доработка сделает эксплуатацию более приятной и комфортной. Ниже вы узнаете, как улучшить мотор своей верной помощницы.

К чему надо готовиться

Полноценный тюнинг двигателя ВАЗ 2106 - довольно дорогостоящая затея. Ведь придётся не только менять поршневую группу, шатуны, коленвал, коллекторы подвода топлива и отвода отработанных газов.

Все эти детали необходимо тщательно подогнать и сбалансировать. Без обращения к специалистам, имеющим в своём распоряжении специальное дорогостоящее оборудование и, что самое главное, опыт проведения таких работ, никак не обойтись.

Следует также понимать, что затраты на увеличение мощности ВАЗ 2106 (тюнинг двигателя) повлекут за собой полную переделку коробки передач, выхлопной системы. Придётся делать более эффективные тормоза. Если на автомобиль установлен карбюратор, работы по совершенствованию затронут и его, и систему зажигания. В этом случае целесообразным видится полная замена впрыска топлива на инжектор. Двигатель получит новые технические характеристики, что приведет к необходимости переоборудовать подвеску - родные пружины и амортизаторы будут неадекватно работать с более резвым мотором. Не помешает и установка дополнительных распорок, усиливающих жёсткость кузовной части. Без этих изменений увеличение мощности двигателя не будет иметь достаточно выраженного эффекта. Кроме того, управлять такой машиной станет более опасно, чем до вмешательства в сердце ВАЗ 2106.

Тюнинг двигателя: установка кованных поршней

При работе по увеличению мощности двигателя часто заменяют родные литые поршни коваными.

Делается это с одной целью - уменьшить нагрузку. Кованый поршень легче литого. Кроме того, при больших нагрузках (чем больше скорость - тем выше нагрузка на детали двигателя) литьё ведёт себя на порядок хуже кованого металла. Вместе с заменой поршней есть смысл поменять или облегчить шатуны. Этот процесс более сложен - точность удаления лишнего металла должна быть не менее 0,1 грамма. Но процедура эта менее выгодна, чем полная замена на Н-образные кованые шатуны, имеющие большую длину, чем родные.

Такая деталь значительно легче и прочнее, а последний фактор позволит повысить степень сжатия в камере сгорания. При длинном шатуне рекомендуется использовать поршни с уменьшенной компрессионной высотой. Результатом проведения таких работ является форсирование двигателя.

Балансировка коленчатого вала

Облегчив шатунно-поршневую группу, необходимо провести балансировку с маховиком, шкивами и желательно с корзиной сцепления. При этом лучше заменить родной коленчатый вал полно-противовесным - он тяжелее, но для этой детали более важным параметром является прочность. Отсутствие балансировки этой системы не позволит полноценно эксплуатировать обновлённый мотор ВАЗ 2106. Тюнинг двигателя должен осуществляться с учетом полного согласования новых деталей между собой, иначе замена не приведёт к желаемому результату, а вызовет лишь разочарование.

Многие вещи можно выполнить самостоятельно - это снизит затраты на переоборудование и даст вам право говорить, что вы всё сделали сами. Но такой тюнинг двигателя ВАЗ 2106 своими руками под силу сделать лишь ограниченному кругу мотористов, поэтому не стесняйтесь обращаться к ним для проведения тех работ, где важна точность.

Расширение топливоподводящих каналов

Переоборудовав нижнюю часть двигателя, не стоит оставлять без внимания распределительный вал и клапана. От качественной работы этого узла напрямую зависит мощность мотора. Для более продуктивной подачи топливной смеси необходимо расширить и отполировать каналы, по которым она поступает. Сначала проводят расточку впускного коллектора, после растачивают подводящие каналы в самой головке блока цилиндров. По мере расточки вглубь головки возникнет необходимость срезать направляющие шпильки и отполировать канал. После проведения этой процедуры со всеми каналами необходимо отполировать подающую магистраль со стороны седла клапана. При этом необходимо проявить осторожность, чтобы не повредить сёдла.

Точно такую процедуру необходимо провести для выпускных коллекторов. Она более трудоёмка, потому как упомянутая деталь выполнена из чугуна. Вместо родного коллектора можно установить специальный «паук», имеющий необходимый диаметр магистралей.

Замена распределительного вала

Делая своему автомобилю ВАЗ 2106 тюнинг двигателя, нельзя обойти вниманием газораспределительный вал, регулирующий работу впускных и выпускных клапанов. Тюнингованные распредвалы отличаются друг от друга и бывают в основном двух видов.

Верховые валы

Верховые валы позволяют двигателю максимально проявить свои характеристики на высоких оборотах. Установка такого элемента позволит сместить «красную» зону оборотов, тем самым позволив мотору выдавать наибольший крутящий момент в этом диапазоне. Достигается это благодаря более широким и мощным кулачкам на валу. Они гораздо лучше толкают клапана и открывают их больше и дольше, чем кулачки на классическом валу. При этом на холостых оборотах двигатель будет демонстрировать нестабильную работу. Решается проблема с помощью перепрограммирования контроллера электронной системы зажигания. В случае установки «спортивного» распредвала система зажигания в обязательном порядке также будет подлежать замене более современным оборудованием.

Низовые валы

Низовые валы рекомендуют к установке тем автолюбителям, которые предпочитают эксплуатировать машину преимущественно на низких и средних оборотах. Это позволит увеличить крутящий момент на низких оборотах, что даёт существенное преимущество в условиях езды по бездорожью или буксировке прицепа. Кроме того, такой распределительный вал обеспечит экономию топлива.

Система подачи топлива

Делая глубокий тюнинг двигателя ВАЗ 2106, карбюратор желательно сменить на ижекторную систему подачи топлива. Можно установить более продуктивный карбюратор Solex, подобрать жиклёры и т. д. Но дело всё в том, что этот агрегат автомобиля очень капризен.

На его работу влияют и качество бензина, и подающийся в систему атмосферный воздух, и даже расположение авто относительно горизонтальной поверхности. Установив инжектор, вы заметите много новых положительных качеств у своего автомобиля, а именно:

  • Смешение топлива и воздуха происходит непосредственно в камере сгорания, что позволяет не терять до 10 % мощности мотора.
  • Возросшая динамика автомобиля обусловлена контролем датчиков - при изменении нагрузки происходит моментальное регулирование впрыска.
  • Отсутствие необходимости прогрева зимой, более лёгкий пуск по сравнению с карбюраторными машинами.
  • Высокая надёжность и продолжительный срок службы.
  • Большая экологичность.
  • Через 1,5-2 года вы полностью окупите стоимость инжектора за счёт сэкономленного топлива.

Установка этой системы может быть проведена своими руками. Главное - не забудьте проложить ещё одну топливную магистраль для обратки.

И не забудьте вот еще о чем, осуществляя на ВАЗ 2106 тюнинг двигателя: дросселя должны быть заменены дроссельным узлом, в который и устанавливаются соответствующие заслонки и регулятор холостого хода.

Переоборудование ходовой части автомобиля

На что еще стоит обратить внимание при переоборудовании своего ВАЗ 2106? Тюнинг двигателя и ходовой должны дополнять друг друга. Невозможно оставить без изменений ходовые характеристики автомобиля, установив более совершенный и сильный мотор. Изменениям должны быть подвергнуты и коробка передач, и редуктор заднего моста. Передаточное число ведущих пар агрегатов должно соответствовать новым возможностям двигателя, иначе они быстро выйдут из строя.

Тормозную систему нужно усовершенствовать в первую очередь. В таких случаях на передних колёсах ставят вентилируемые диски, а задние барабаны меняют на дисковые тормоза.

Они гораздо надёжнее и продуктивнее барабанных. Суппорт устанавливается от ВАЗ 2108, тормозные диски типа ATE 412125. Самая сложная часть установки - подгонка полуоси под посадочный диаметр диска. Крепление суппорта делается по аналогии с передними тормозами. При установке полуоси подшипник следует заменить на SKF. Подключается новая система к старой магистрали. Кроме того, главный тормозной цилиндр требуется заменить изделием иностранного производства.

Переделав всю систему тормозов, обратите внимание на подвеску. Новые возможности машины требуют более жёстких амортизаторов и усиленных пружин. Для усиления жёсткости кузова целесообразно установить специальные распорки. Одна устанавливается в подкапотном пространстве автомобиля, усиливая жёсткость между лонжеронами автомобиля и посадочными местами передних стоек. Вторая монтируется в багажном отсеке и фиксирует геометрию расположения посадочных мест задних амортизаторов и пружин.

Отдельно стоит отметить рулевую систему автомобиля. Сделать руль более жёстким поможет усиление стабилизатора поперечной устойчивости.

Достигается это за счёт немного укороченного такого же стабилизатора, который с помощью индивидуально изготовленных креплений повышает жёсткость стандартного во много раз. Да, придется повозиться, но зато вы будете приятно удивлены поведением своей машины на дороге.

Достижение цели

Вот и подходит к конце наш разговор на тему: "Тюнинг двигателя ВАЗ 2106". Фото, представленные на странице, помогут сориентироваться новичкам в вопросе о том, на какие детали и узлы нужно обращать особое внимание при воплощении желаемого в жизнь. В результате автовладелец получает совершенно новоё транспортное средство, абсолютно не сопоставимое по техническим параметрам со своим прародителем. Мощный мотор, чувствительная коробка, жёсткий кузов машины позволяют активно маневрировать на скоростях, доступных этому автомобилю только при езде по прямому шоссе. На трассе, благодаря такой процедуре, как тюнинг двигателя, ВАЗ 2106 сможет оставить далеко позади не только аналогичные авто, но и некоторые иномарки.

ВАЗ-2106 («Lada») - легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускался с 1976 по 2006 год.

История

Первый автомобиль ВАЗ-2106 сошел с III линии главного конвейера 21 февраля 1976 г. Когда в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106 (Lada 1600), которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из FIAT 124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.

ВАЗ-2106 является рестайлинговой версией ВАЗ-2103. "Шестерка" отличается от ВАЗ-2103 более мощным 80-сильным двигателем ВАЗ-2106 рабочим объемом 1,6 л, иной схемой электрооборудования и измененным оформлением кузова и салона. Улучшена эргономика, дизайн был упрощён и «осовременен» за счёт уменьшения количества хромированных элементов и увеличения - пластиковых.

По сравнению с автомобилями "Москвич" эти 5-местные седаны, отличавшиеся лучшей динамикой и действительно комфортабельным интерьером, были верхом комфорта и престижа для широких слоев автолюбителей СССР. В конце 1970-х ВАЗ-2106 сразу приобрел славу "шикарного" и скоростного автомобиля, но дорогого и менее "практичного", чем прочие "Жигули". Приличная для того времени динамика (максимальные 150 км/ч и 16 с до 100 км/ч), рельефные сиденья с подголовниками, панель приборов с тахометром и прекрасная звукоизоляция - было что ценить.

В своё время, автомобиль пользовался немалой популярностью у автолюбителей благодаря мягкому ходу, хорошей управляемости, высокой ремонтопригодности и относительной долговечности. По качеству сборки «шестёрка» занимала одну из лидирующих позиций среди остальных ВАЗовских машин.

В 1979 году завод наладил выпуск менее мощных модификаций ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с 64-сильным двигателем ВАЗ-21011. Они популярностью "шахи" в народе не пользовались, но масштаб их производства нарастал (особенно 21063), и в условиях советского дефицита потребителю приходилось мириться с сочетанием дорогого и утяжеленного кузова со слабым двигателем, заметно ухудшавшим динамику С 1980 года начали монтировать карбюраторы Озон типа 2107. Изменение электрики в связи с меняющейся технологией происходило постоянно. В 1977-м машины начали оснащать новыми клеммами и соединениями проводки, а с 1986-го устанавливают новое реле.

В 1982 году проведена первая модернизация автомобиля. На ВАЗ-2106 начали монтировать модернизированные 75-сильные (по новому ГОСТу) двигатели ВАЗ-2106. На заднем крыле по линии молдинга перестали устанавливать светоотражатели. В 1988-м модернизацию прошла система выпуска: в ней поставили прокладку и гайку одноразового пользования. В 1990 году на ВАЗе освоили своего рода комплектацию Люкс - ВАЗ-21065 со стандартным двигателем ВАЗ-2106 с бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа "Солекс" (21053-1107010-03), галогенными фарами, улучшенной обивкой салона и иными подголовниками сидений. Экспортные модификации ВАЗ-21064 внешне отличались от ВАЗ-21065 бамперами с встроенными поворотниками и несколько иной электрической схемой. С 1985 года поначалу на экспортные модификации, затем иногда и на "внутренние" начали устанавливать 5-ступенчатую коробку передач типа ВАЗ-2112, а позже - типа ВАЗ-21074, что значительно снижает расход топлива на трассе и шум от двигателя.

Но времена меняются. К концу 1980-х эта модель с модификациями осталась самой массовой и популярной в программе ВАЗа. Конечно, престижной ее уже не считали, но добрая память о первом семействе "Жигулей" поддерживала устойчивый спрос на "шестерку". На него не влияли даже засилье маломощной модификации ВАЗ-21063 и резкое ухудшение качества сборки и комплектующих в 1990-е годы. Автомобиль со временем стал настолько доступен по цене, что перешел в разряд непритязательных "рабочих лошадок". У него сложилась и постоянная армия поклонников.

Однако теперь ВАЗ-2106 все же постепенно сдает позиции, прежде всего из-за морального старения дизайна и интерьера, а также довольно невысоких ездовых качеств, органически присущих классической компоновке. Тем не менее у "шестерки" есть все шансы встретить на конвейере и свой тридцатилетний юбилей.

Производство ВАЗ-2106 было начато на Волжском автомобильном заводе в 1976 году. С 1998 года автомобиль выпускался на конвейере компании «Рослада» в Сызрани. В 2002 году производство было перенесено на завод «Ижавто» в Ижевске. В январе 2006года ВАЗ-2106 был снят с производства через 30 лет после начала выпуска.

Модификации

  • ВАЗ-21060 -рабочий объём 1600 куб.см
  • - пикап со встроенной в кузов палаткой, сделан по заказу технической дирекции.

  • ВАЗ-21061 - Двигатель ВАЗ-2103, рабочий объём 1500 см.

Но изначально ВАЗ-21061 был вариант машины для Канады

«Канадский» вариант с мощными бамперами из аллюминиевого профиля. ему был присвоен индекс 21061, но затем Канада «отпала», и его носила самая «хилая» модификация с двигателем 1,3 л.

  • ВАЗ-21062 - Экспортный вариант ВАЗ-2106 с правым расположением рулевого колеса.
  • ВАЗ-21063 - рабочий объём 1300 куб.см (от ВАЗ 21011(модификация ВАЗ 2101)) карбюратор «Озон» 2105-1107010-20
  • ВАЗ-21064 - Модель ВАЗ-21064 представляет собой экспортную модификацию ВАЗ-21061.
  • ВАЗ-21065 - Рабочий объём 1500 куб.см, бамперы от ВАЗ-2105, электрообогрев заднего стекла, более мощный генератор, пятиступенчатая коробка передач, бесконтактная система зажигания, карбюратор «SOLEX-21053», электростеклоподъемники передних дверей,травмобезопасное рулевое колесо, иная обивка салона, иные сиденья с подголовниками.
  • ВАЗ-21065-01 - Рабочий объём 1500 куб.см, бамперы от ВАЗ-2105, электрообогрев заднего стекла, более мощный генератор, пятиступенчатая коробка передач, бесконтактная система зажигания, редуктор заднего моста 3.9, карбюратор "Солекс 21053", электростеклоподъемники передних дверей
  • ВАЗ-21066 - Экспортный вариант ВАЗ-21063 с правым расположением рулевого колеса.
  • ВАЗ-21067 - Ижевские модели ВАЗ-2106 последних выпусков имели индекс ВАЗ-21067, на них устанавливался двигатель ВАЗ-21067 объемом 1600 см3, который является модификацией двигателя ВАЗ-2106 с системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, выполняющим нормы токсичности Евро 2. На ижевских автомобилях модели ВАЗ-21067 нет трамблера, механического бензонасоса с рычажком ручной подкачки и карбюратора. Компоненты системы питания для инжекторной «шестерки» позаимствованы у переднеприводных вазовских машин. Блок управления – «Январь 5.1», только со своими калибровками. Воздушный и топливный фильтры, модуль зажигания тоже унифицированы. Ресивер – от впрыскового «нивовского» мотора. Датчик скорости установлен на коробке передач в месте присоединения троса спидометра, а последний подключен через переходник – так же, как на «Ниве» ВАЗ-21214. Нейтрализатор в системе выпуска и адсорбер обеспечивают Евро 2 не только по выхлопу, но и по испарениям топлива. Октановое число применяемого бензина не изменилось – АИ-92, ведь степень сжатия двигателя осталась прежней.
  • ВАЗ-21067-20 - экспериментальный, с инжекторным двигателем 2106, рабочий объём 1600 куб. см, 2005 год, левый руль
  • ВАЗ-21068 - был выпущен как носитель агрегатов периода доводки новых моторов ВАЗ-2108 и ВАЗ-21083.
  • ВАЗ-21069 - Модель ВАЗ-21069 внешне полностью идентична ВАЗ-2106, но с двухсекционным РПД ВАЗ - 411 мощностью 120 л.с. С 1983 года мог устанавливаться мотор ВАЗ - 413 мощностью 140 л.с., а с 1997 года универсальный РПД для заднеприводных и переднеприводных ВАЗов ВАЗ-415. Автомобили изготавливались по заказу спецслужб.
  • - «Псевдо-семёрка» для семьи Брежнева, сделанная из обычной «шестёрки». Получила прозвище «пол-седьмого».

Модель Рабочий объём
двигателя, куб.см
Расположение
органов управления
Примечания
2106 Снята с производства в 1993 году.
21061
21062
21063
21064
21065
21066
21067
21067-20

1600 (моновпрыск)

экспериментальный с инжекторным двигателем 2106, 2005 год
21069 с двигателем от Самары-21083, 1988 год

Технические характеристики ВАЗ-2106

Года выпуска

Lada 1600 GL (Nederland)

Lada 1600 LS (экспортная версия)

ВАЗ 2106

ВАЗ 21061

ВАЗ 21063

Lada 1600 (2106)

Lada 1600
ES 4-Door
Saloon UK market (21064)

Модификация

- - 1600 1.5 - 1.6 -
- - 1976 1976 - 1977-85 -

Геометрия

Тип кузова

Седан Седан Седан Седан Седан Седан Седан

Количество
дверей

- 4 4 4 4 4 -

Количество
мест

- 5 5 5 5 5 -
- Левый Левый Левый Левый Левый Правый
- 4116 мм 4166 мм 4166 мм - - -
- 1611 мм 1611 мм 1611 мм - - -
- - 1440 мм 1440 мм - - -

Колесная база

- 2424 мм 2424 мм 2424 мм - - -

Колея
передняя

- 1365 мм 1365 мм - - - -

Колея задняя

- 1321 мм 1321 мм - - - -
- - 170 мм 170 мм - - -

Снаряженная
масса

- 1030 кг 1045 кг 1085 кг - - -

Полная масса

- 1430 кг 1445 кг 1485 кг - - -

Двигатель

Двигатель

- - ВАЗ 2106 ВАЗ 2103 ВАЗ 21011 ВАЗ 2106 -

Расположение

- спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно -
- - бензиновый бензиновый бензиновый бензиновый -

Система питания

- - карбюратор карбюратор карбюратор карбюратор -

Диаметр
цилиндров

- - 79 мм 76 мм 79 мм 79 мм -

Ход поршня

- - 80 мм 80 мм 66 мм 80 мм -

Степень
сжатия

- - 8.5 8.5 8.5 8.5 -
- 1.568 л 1.57 л 1.452 л 1.294 л 1.57 л -

Турбонаддув

- - нет нет нет нет -

Мощность

- 78 л.с. 80 л.с. при 5400 об/мин 77 л.с. при 5600 об/мин 69 л.с. при 5600 об/мин 80 л.с. при 5400 об/мин -

Крутящий момент

- - 122 Нм при 3000 об/мин 106 Нм при 3500 об/мин 94 Нм при 3400 об/мин 122 Нм при 3000 об/мин -

Марка
топлива

- - АИ-93 АИ-93 АИ-93 АИ-93 -

Трансмиссия

Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Характеристики

Количество цилиндров: 4

Рабочий объем цилиндров, л: 1,57

Степень сжатия: 8,5

Номинальная мощность двигателя
при частоте вращения
коленчатого вала 5400 об/мин,: 54,8кВт.-(74,5 л.с.)

Диаметр цилиндра, мм: 79

Ход поршня, мм: 80

Число клапанов: 8

Минимальная частота вращения
коленчатого вала, об/мин: 850-900

Максимальный крутящий момент
при 3400 об/мин., Н*м: 104

Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2

Октановое число бензина: 91-93

Система подачи топлива: карбюратор

Свечи зажигания: А17ДВР, FE65CPR, А17ДВ-10

Вес, кг: 121.0

Неисправности

Проблемы с пуском двигателя автомобиля ВАЗ 2106 можно разделить на две основные группы в зависимости от степени нагрева двигателя.

Двигатель холодный

С момента выключения двигателя прошло не менее 6 ч при температуре наружного воздуха +20 °С и не менее 3 ч при -20 °С, температура масла в картере двигателя совпадает с температурой окружающей среды, и для пуска двигателя необходимо воспользоваться воздушной заслонкой карбюратора.

1. Откройте на автомобиле капот, потянув на себя рукоятку привода его замка и приподняв капот за заднюю кромку.

2. Маслоизмерительным щупом замерьте уровень масла. Он должен быть между метками «МАХ» и «MIN».

3. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачках гидропривода тормозов и сцепления. Уровень должен быть выше метки «MIN».

4. Проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе системы охлаждения. Уровень должен быть чуть ниже горловины наливного отверстия.

5. Внимательно осмотрите двигатель и подкапотное пространство. Обратите внимание на потеки бензина, масла, тормозной и охлаждающей жидкости. Убедитесь в целостности электропроводки. Проверьте посадку высоковольтных проводов на катушку зажигания, крышку датчика-распределителя, свечи зажигания.

6. Если автомобиль ВАЗ 2106 простоял несколько дней, рычагом ручной подкачки бензонасоса накачайте бензин в карбюратор. Не закрывая капот (в случае дождя или снегопада прикройте крышку капота), садитесь за руль.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Капот лучше закрыть, после того как двигатель начнет работать. Перед этим желательно еще раз осмотреть двигатель, убедиться в отсутствии течей топлива, масла, охлаждающей жидкости, а также посторонних звуков в его работе.

7. Вытяните до конца ручку управления воздушной заслонкой карбюратора. Поверните ключ зажигания и пустите двигатель.

Двигатель теплый или горячий

Температура масла в картере двигателя выше температуры окружающей среды, и для запуска двигателя нет необходимости пользоваться воздушной заслонкой карбюратора.
Не трогая ручку управления воздушной заслонкой, поверните ключ зажигания и включите стартер. Одновременно с включением стартера начинайте плавно нажимать педаль акселератора до момента пуска двигателя.

Стук

Виды стуков в двигателе

1) В шатунных подшипниках

Прослушивается в месте выше разъема масляного кратера и усиливается вместе с увеличением оборотов. Также его можно легко определить, поочередно отключив свечи зажигания. При неработающем цилиндре, шатун болтается без нагрузки, вследствие чего звук изношенного подшипника слышен громче остальных.

2) Звук коленвала в изношенных подшипниках

Очень хорошо слышен в близи разъема с маслинным кратером. Он имеет глухой тон и зависит от частоты вращения коленчатого вала. Если упорные полукольца вала уже достаточно изношены, то можно услышать неритмичный стук резкого тона. Такой тон вызван осевыми перемещениями коленвала и слышен при увеличении или уменьшении оборотов.

3) Стуки поршневых пальцев в изношенных гнездах

Стуки поршневых пальцев имеют резкий, а зачастую и звонкий тон. Слышно их лучше всего в районе цилиндров на холостом ходу при резко нажатой педали газа. Также они могут прослушиваться при раннем зажигании.

4) Стук поршней об цилиндр

Поршни начинают биться об стенки цилиндров при их износе, вследствие чего появляется характерный звук. Звук имеет приглушенный тон, он хорошо слышен примерно в середине хода поршня на малых оборотах двигателя.

Не заводится

Не исправны контакты прерывателей.

Проверьте состояние контактов, возможно нарушился зазор, при необходимости отрегулируйте зазор контактов прерывателей. Проверьте состояние рабочих поверхностей контактов, возможно они окислены или пригорели, зачистите их. При зачистке контактов не используйте наждачную бумагу, применяйте только металлические надфили. Если пригорание рабочих поверхностей слишком сильное, то замените их на новые. Проверьте и при необходимости замените прижимную пружину контактов.

Проблема в проводке низкого напряжения.

Проверьте на пробой провода низкого напряжения, идущие от катушки зажигания к распределителю зажигания. Возможно ослабло крепление или окислились клеммы проводов. Зачистите наконечники и подтяните крепление. Проверьте провода на замыкание на «массу». Возможно вышел из строя замок зажигания, проверьте его и при необходимости замените контактную группу или замок целиком.

Вышла из строя катушка зажигания.

Вполне возможно, что коротнула первичная обмотка катушки. Пробой или замыкание на массу во вторичной обмотке. Катушка зажигания не поддается ремонту и при выходе из строя ее необходимо менять целиком.

Вышел из строя распределитель зажигания.

Пробит конденсатор трамблера. Замените его. Возможно происходит утечка тока через трещины или прогар на крышке распределителя, так же возможна утечка тока и через пробои в роторе трамблера. Выход из строя контактного уголька во внутренней части крышки распределителя. Не правильная установка момента зажигания на автомобиле.

Проблема в проводке высокого напряжения.

Нарушилась подача напряжения к свечам зажигания. Пробой или окисление наконечников броневроводов.

Неисправность свечей зажигания.

Поочередно отверните свечи и проверьте зазор между контактами электродов, при необходимости подкоректируйте его. Прочистите свечи, если они замаслены и в нагаре. Нормально работающая свеча зажигания должна иметь светло-коричневый цвет. Проверьте нет ли на изоляторах свечей трещин, при необходимости замените их на новые.

Шум

В домашних условиях в качестве прибора для определения стуков мы будем использовать обычный деревянный шест, длиной около метра и диаметром 2-3 см. Одним концом прикладываем шест к двигателю в проверяемой области, а другой конец зажимаем в кулак и к своему уху. Такой метод очень хорош и удобен.

Стук коленвала в изношенных коренных подшипниках.

Стук прослушавется очень хорошо в близи разъема с масляным картером. Стук глухого тона и его частота зависит от частоты вращения коленчатого вала. Если упорные полукольца коленвала имеют уже достаточный износ, то появляется неретмичный стук резкого тона. Резкий тон вызван осевыми перемещениями вала и хорошо прослушивается в момент увеличения или понижения оборотов двигателя.

Стук в шатунных подшипниках.

Данный стук резкого тона, прослушивается в месте чуть выше разъема масляного картера и усиливается с увеличением оборотов двигателя. Так же стук в шатунах подшипников можно легко определить если поочередно отключать свечи зажигания. Когда цилиндр неработает, шатун болтается без нагрузки и поэтому стук изношенного подшипника будет громче в сравнении с другими.

Стук поршней об цилиндр.

Как правило при износе поршней и соответственно цилиндров, поршня начинают биться об стенки цилиндров и как следствие появляется характерный стук. Данный стук приглушенного оттенка, хорошо прослушивается в районе цилиндров где-то в середине хода поршня. Лучше всего слышен на малых оборотах двигателя и под нагрузкой.

Застучали поршневые пальцы в изношенных гнездах.

Поршневые пальцы у нас стучат резко, а иногда даже и звонко. Прослушиваются лучше всего в районе цилиндров ближе к головке блока, на холостом ходу при резком нажатие на педаль газа. Так же пальцы могут застучать и при неправильно установленном моменте зажигания, точнее при раннем зажигании.

Ремонт

Итак, прежде чем начать капитальный ремонт двигателя необходимо снять его, чтобы получить доступ ко всем поврежденным механизмам. Чтобы сделать ремонт двигателя вам понадобятся следующие инструменты и механизмы:

инструменты для ремонта (ключи, молоток, отвертка и другие);

запасные детали к двигателю.

Процедура разборки двигателя выглядит таким образом:

Открутите болт крепление рамы, которая устанавливается при извлечении двигателя.

Отпустите хомут, снимите шланг топливного насоса.

Снимите насос, открутив перед этим гайки, которым он крепится.

Вытащите проставку. Она размещена под топливным насосом.

Уберите прослойку, которая находится между блоком цилиндров и проставкой.

Снимите провода свечей зажигания.

Извлеките прижимную пластину.

Рассоедините шланг и вакуумный регулятор.

Снимите распределитель зажигания.

Открутите гайки крепления генератора, снимите шайбы, ремень и сам генератор.

Расслабив затяжку хомута, снимите шланг подогрева впускного трубопровода.

Извлеките насос охлаждающей жидкости, предварительно открутив все необходимые болты.

Снимите шланги карбюратора, системы вентиляции картера и шланг подачи разрежения к регулятору распределителя зажигания.

Снимите шланг системы вентиляции.

Избавьте ось промежуточного рычага привода дроссельной заслонки карбюратора от шайбы.

Снимите тяги привода дроссельной заслонки.

Извлеките с разбираемого устройства масляный фильтр.

Открутите гайку крепления крышки сапуна, и снимите ее вместе с маслоуказателем.

Извлеките датчик давления масла.

Снимите шкив коленвала, открутив гайку крепления его к блоку двигателя.

Отверните болты, предназначенные для крепления картера.

Снимите крышку блока цилиндров после того, как открутите крепежные гайки и болты.

Снимите крышку головки блока цилиндров, а также пластины, кронштейн с вакуумным шлангом.

Извлеките прокладку, которая находится над головкой блока цилиндров.

Открутите крепежные элементы и снимите натяжитель цепи.

Проверните болт удерживающий звездочку валика привода вспомогательных агрегатов, проворачивая тем самым коленвал.

Открутите болт крепления звездочки распредвала.

Удалите звездочку и снимите цепь привода распредвала.

Извлеките звездочку коленвала.

Снимите крепежный болт и башмак натяжителя цепи.

Открутите все гайки, которые удерживают корпус подшипников.

Открутите болты, фиксирующие ГБЦ, и снимите ее с двигателя.

Снимите прокладку ГБЦ.

Извлеките маховик.

Открутите крепежи и снимите переднюю крышку картера сцепления.

Докрутите последние болты, которые фиксируют масляный картер, и снимите его.

Освободите держатель заднего сальника.

Снимите масляный насос и прокладку насоса.

Снимите валик привода вспомогательных агрегатов.

С помощью отвертки извлеките шестерню привода распределителя зажигания.

Открутите и удалите маслоотделитель и сливную трубку.

Открутите крышку шатуна первого цилиндра, снимите ее, помогая себе молотком.

Вытащите поршень с шатуном из своего посадочного места.

Извлеките поршни и шатуны с оставшихся цилиндров.

Сняв крепления, извлеките коленвал и разберите его на части.

Пометьте шатуны, поршни, вкладыши подшипников, чтобы при сборке двигателя установить их на свои же места.

После тщательного осмотра узлов и агрегатов и замены поврежденных деталей новыми деталями, нужно собрать двигатель назад, только в обратном порядке. Таким образом, ремонт двигателя завершен.

Сбой в нормальной работе автомобиля может вызвать и деформация, а также трещины в блоке двигателя. Механические повреждения вызваны, как правило, длительной эксплуатацией, или обрывом внутренних механизмов. В таком случае, от хозяина автомобиля требуется в капитальный ремонт двигателя включить ремонт блока двигателя.

Замена

Сборка

Перед сборкой двигателя края постелей блока цилиндров очищают от нагара, а масляные канавки в постелях - от старых отложений, после чего в соответствии с нанесенными при разборке метками вставляют вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров. При этом стоит помнить, что средний вкладыш в отличие от остальных не имеет проточки. Перед установкой вкладыши смазывают моторным маслом, при сборке следят за тем, чтобы стопорные усики деталей точно вошли в соответствующие пазы постелей. После установки вкладышей переходят к установке коленчатого вала в блок цилиндров.

Упорные полукольца при установке смазывают моторным маслом, не забывая при сборке, что сторона с канавками должна быть повернута к щекам коленчатого вала.

Полукольцо белого цвета из сталеалюминевого сплава устанавливается с передней стороны средней постели, там же, где находится привод распределительного вала, а желтое полукольцо из металлокерамики должно располагаться с другой стороны постели. После сборки нужно повернуть полукольца в такое положение, при котором их концы встали бы заподлицо с торцами постели.

При установке вкладыши необходимо смазать моторным маслом.

Чтобы не перепутать крышки к цилиндру, при их установке нужно проверить соответствующие насечки на деталях, которые наносятся в соответствии с номером цилиндра. Для того чтобы различить вторую и пятую крышки, на которые наносят одинаковые метки, нужно помнить, что вторая крышка отличается наличием двух резьбовых отверстий под болты крепления маслоприемника. При сборке не забудьте смазать резьбу и торцы головок болтов крепления крышек. Заворачивают болты крышек в определенном порядке: сначала третья крышка, затем вторая, потом четвертая, следующая - первая, последней должна быть пятая.

После затяжки всех креплений проверните несколько раз коленчатый вал: если он ходит легко и не заедает, затяжка проведена правильно.

Чтобы прикрепить прокладку масляного насоса, ее смазывают специальной консистентной смазкой, в результате чего она легко прикрепляется к блоку. После присоединения излишки смазки удаляют. Затем возвращают на место масляный нанос и устанавливают держатель заднего сальника (прокладку держателя можно прикрепить к блоку той же смазкой). Установку шатуна производят в соответствии с метками, сделанными при разборке двигателя, потом вставляют поршневой палец и по обеим сторонам детали закрепляют стопорные кольца, следя за тем, чтобы они четко встали в канавки поршня. Затем надевают на поршень разжимную пружину маслосьемного кольца и при помощи специального съемника производят установку на поршень поршневых колец.

При установке колец нужно соблюдать следующий порядок: сначала надевается маслосъемное кольцо, при его установке замок кольца располагают с обратной замку разжимной пружины стороны, вторым надевают нижнее компрессионное кольцо, а затем устанавливают верхнее. В некоторых случаях на кольцах делают соответствующие надписи, указывающие, какая сторона должна идти вверх.

Нижнее компрессионное кольцо от верхнего отличается как по толщине, так и по направлению проточки, которая в этом случае идет вниз. После установки кольца вращают, чтобы проверить легкость хода. Если кольца деформированы и заедают при вращении, их заменяют новыми.

После сборки кольца нужно развернуть в такое положение, чтобы угол между их замками равнялся 120°.

Перед установкой шатунных шеек коленчатого вала их тщательно прочищают от грязи и смазки.

Зеркала цилиндров перед сборкой нужно очистить от накопившейся грязи и отложений и смазать моторным маслом. Вкладыш шатуна вставляют по нанесенным при разборке меткам, следя за тем, чтобы усик точно совместился с проточкой шатуна. Затем вкладыш и сам поршень смазывают маслом, на поршень надевают оправку, которая сжимает поршневые кольца, и осторожно опускают шатун в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону привода распределительного вала. При проведении установки желательно перевести коленчатый вал в положение НМТ.

Для установки поршня в цилиндр необходимо очень плотно прижать оправку к блоку цилиндров, иначе можно поломать поршневые кольца, и легким давлением ручки молотка протолкнуть поршень в цилиндр. После этого нужно установить на шейку коленчатого вала нижнюю головку шатуна, совместить вкладыш шатуна с его крышкой по нанесенным при разборке меткам, при этом усик вкладыша точно совмещают с проточкой в крышке. Далее необходимо смазать вкладыш моторным маслом и закрыть цилиндр крышкой так, чтобы номера цилиндра на крышке и нижней головке шатуна были расположены с одной стороны. После затяжки крепежных элементов крышки цилиндра таким же образом собирают остальные поршни.

Для установки датчика уровня масла в блок цилиндров коленчатый вал необходимо перевести в такое положение, при котором он не будет мешать установке детали, после чего установить датчик и затянуть крепежный болт. Вслед за установкой маслоприемника приступают к креплению маховика, для чего все крепежные элементы детали обезжиривают и наносят на крепежные болты специальный герметик.

Затем возвращают на место масляный картер и дальнейшую сборку двигателя производят в последовательности, обратной его разборке.

Разборка

Снятие и установка

Для выполнения этой операции потребуются рожковые гаечные ключи, пассатижи и таль - ручная или электрическая, для подъема двигателя.

Первое, что надо сделать, это обесточить автомобиль, сняв аккумулятор. Затем нужно из системы охлаждения слить жидкость в какую-либо емкость. Если предстоит полная его разборка, надо слить и масло. Для того, что бы обеспечить удобный доступ к двигателю, снимаем брызговик и капот.

Снимаем стартер, открутив три болта его крепления, и отсоединяем от него провода.

После этого надо выпускной коллектор отсоединить от приемной трубы.

Рассоедините карданный вал с коробкой передач и отведите его в строну.

Снимите цилиндр сцепления, отсоедините провод, идущий к датчику включения ламп движения задним ходом. После чего отсоедините трос спидометра, он находится с левой стороны коробки.

Затем удалите болты, притягивающие коробку перемены передач к двигателю, и рассоедините их. Будьте осторожны – не опирайте первичный вал коробки на корпус ступицы сцепления – возможны повреждения его.

После этого вставьте специальную оправку в механизм сцепления вместо первичного вала и, открутив шесть болтов, полностью снимите его с маховика.

Предварительно сняв воздушный фильтр, отсоедините тросик привода заслонки «газа» карбюратора и тросик воздушной заслонки, провод управления эл. магнитным клапаном. Правильно будет, если после снятия фильтра, Вы закроете специальной крышкой или заткнете чистой ветошью входные отверстия смесительных камер карбюратора.

Ослабив хомуты, снимите термостат радиатора вместе со шлангами.

Затем, аккуратно, отсоединив шланги, снимаем радиатор и ослабив хомуты, снимаем резиновые трубочки, идущие к печке Не забудьте снять и шланг, идущий от расширительного бачка и отсоединить топливный шланг от насоса.

Отсоедините провода, идущие к датчикам уровня и давления масла, к датчику температуры жидкости охлаждения, запомните их расположение или наметьте, чтобы не перепутать при последующей сборке.

Отсоедините высоковольтный провод от катушки зажигания, идущий к распределителю, и провод, идущий от к неё к прерывателю. Отключите и отведите в сторону провода генератора. Отсоедините провод от подкапотной лампы, затем снимите ее вместе с арматурой.

Убедившись в том, что все провода и подводящие шланги отсоединены от двигателя, отверните болты, крепящие подушки его опор, их две, закрепите на двигателе стропы, и начните снятие двигателя, медленно начав его подъем талью, при этом, не забывая тщательно контролировать отсутствие помех подъему. Как только высота подъема станет для этого достаточна, перенесите двигатель на место для ремонта.

При установке произведите все действия в обратной последовательности.

Тюнинг

Именно он является «сердцем машины» и с него начинается технический тюнинг. Мотор отлично выдерживает большие нагрузки и длительный срок эксплуатации. Мастера тюнинга благодаря мелким доработкам и настройке двигателя повышают его мощность.

Метод первый – доводка:

подгонка и шлифовка выпускного и впускного коллектора;

облегчение и подгонка по весу всех поршней, шатунов и коленвала;

доработка системы зажигания и питания двигателя.

Метод второй – тюнинг карбюратора:

Удаляем пружину вакуумного привода в заслонке дросселя первичной камеры. За счет этого увеличиться динамика «шестерки», но при этом возрастет на 0,5 литра расход бензина;

Заменяем, на механический вакуумный привод заслонки дросселя в первичной камере. Можно применять пружину, которую мы удаляли из вакуумного привода. За счет этого машина будет плавней разгоняться и улучшиться динамика. В этом случае расход топлива не увеличиться;

заменить первичной камеры диффузор с маркировкой 4.5 вместо 3.5. И одновременно заменить для ускорения на больший (30 на 40) распылитель насоса. Расход топлива при этом останется прежним;

Также следует учесть, что капитальный тюнинг двигателя ВАЗ 2106 может существенно изменить поведение авто на дороге, и зачастую в ущерб безопасности.

Выпуск автомобиля ваз 2106 был начат в 1976 году. Эта модель сменила ваз 2103 и отличалась от нее как внешне, так и внутренне. Так, у новой модели появились новые бампера с пластмассовыми уголками и клыками, и стал более мощный двигатель в 1600 куб см. Тогда это был самый мощный легковой автомобиль советского производства.

Машина ваз 2106 выпускалась в разных модификациях с разным объемом двигателя в 1,3 и 1,5 л. Она обладает вместительным салоном с тканевой обивкой, информативной панелью, хорошими характеристиками ходовой части, и невероятной выносливостью.

Технические характеристики ваз 2106 размеры длина 4166 мм, ширина 1611 мм, и высота в 1440 мм, дорожный просвет 17см, размер багажного отделения в 345 литров, снаряженная масса автомобиля 1035 кг. Заднеприводная, с пятью ступенями передач.

За 30 лет выпуска и эксплуатации автомобиля накоплен огромный опыт и в области ремонта, и по тюнингу машины. Мощность двигателя и максимальная скорость в 150 км/час — это даже не самые главные положительные характеристики данной машины. Ваз 2106 — это классика отечественного автопрома со своей историей и с особенным отношением к ней каждого жителя нашей страны.

Устройство ваз 2106 показало, что данная машина может эксплуатироваться в разных условиях долгие годы, конечно, при условии, что водитель знает, как проводить мелкий ремонт ваз 2106 своими руками, знает инструкцию для ваз 2106 и все технические тонкости. Ну а ремонт и эксплуатация ваз 2106 по своей стоимости одни из самых низких на отечественные автомобили.

Технические характеристики ВАЗ 2106

Двигатель 1.3л, 8-кл. 1.5л, 8-кл. 1.6л, 8-кл. 1.6л, 8-кл.
Длина, мм 4166 4166 4166 4116
Ширина, мм 1611 1611 1611 1611
Высота, мм 1444 1440 1440 1440
Колесная база, мм 2424 2424 2424 2424
Колея передняя, мм 1365 1365 1365 1365
Колея задняя, мм 1321 1321 1321 1321
Клиренс, мм 170 170 170 170
Объем багажника максимальный, л 345 345 345 325
Тип кузова/кол-во дверей Седан/4
Расположение двигателя Спереди, продольно
Объем двигателя, см 3 1300 1452 1596 1596
Тип цилиндра Рядный
Количество цилиндров 4 4 4 4
Ход поршня, мм 66 80 80 80
Диаметр цилиндра, мм 79 76 79 79
Cтепень сжатия 8,5 8,5 8,5 8,5
Количество клапанов на цилиндр 2 2 2 2
Система питания Карбюратор
Мощность, л.с./об. мин. 64/5600 72/5600 75/5400 75/5400
Крутящий момент 92/3400 104/3400 116/3200 116/3000
Тип топлива АИ-92 АИ-92 АИ-92 АИ-92
Привод Задний Задний Задний Задний
Тип КПП / кол-во передач МКПП/4 МКПП/4 МКПП/4 МКПП/5
Передаточное отношение главной пары 4,1 4,1 4,1 4,11
Тип передней подвески Двойной поперечный рычаг
Тип задней подвески Винтовая пружина
Тип рулевого управления Червячный редуктор
Объем топливного бака, л 39 39 39 39
Максимальная скорость, км/ч 145 150 150 155
Снаряженная масса автомобиля, кг 1035 1035 1035 1050
Допустимая полная масса, кг 1435 1435 1435 1445
Шины 175/70 R13
Время разгона (0-100 км/ч), с 18 17 17,5 16
Расход топлива в городском цикле, л/100 км 9,5 9,8 10,1 10,3

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...