Лямбда-зонд – определяет качество топливо-воздушной смеси. Замена датчика состава топливо-воздушной смеси (лямбда зонд, датчик кислорода) Датчик топливо воздушной смеси
Повышенная эмиссия вредных веществ возникает, когда соотношение воздух-топливо в смеси отрегулировано неправильно.
Топливо-воздушная смесь и работа двигателя
Идеальное соотношение топлива и воздуха для бензиновых двигателей: 14,7 кг воздуха на 1 кг топлива. Такое соотношение также называется стехиометрической смесью. Практически все бензиновые двигатели сейчас приводятся в движение при сгорании такой идеальной смеси. Решающую роль при этом играет кислородный датчик.
Только при таком соотношении гарантируется полное сгорание топлива, а катализатор практически полностью преобразовывает вредные выхлопные газы углеводород (НС), оксид углерода (СО) и оксиды азота (NOx) в экологически безвредные газы.
Соотношение действительно использованного воздуха к теоретической потребности называется числом кислорода и обозначается греческой буквой лямбда. При стехиометрической смеси лямба равна единице.
Как это осуществляется на практике?
За состав смеси отвечает система управления двигателем („ECU" = „Engine Control Unit"). ECU контролирует топливную систему, которая в процессе сгорания подает точно дозированную топливно-воздушную смесь. Однако для этого системе управления двигателем необходимо иметь информацию, работает ли в данный конкретный момент двигатель на обогащенной (недостаток воздуха, лямбда меньше единицы) или на обедненной (избыток воздуха, лямбда больше единицы) смеси.
Эту решающую информацию предоставляет лямбда-зонд:
В зависимости от уровня остаточного кислорода в выхлопном газе он подает различные сигналы. Система управления двигателем анализирует данные сигналы и регулирует подачу топливно-воздушной смеси.
Технология кислородных датчиков постоянно развивается. На сегодняшний день лямбда-регулирование гарантирует низкий выброс вредных веществ, обеспечивает эффективный расход топлива и долгий срок службы катализатора. Для максимально быстрого достижения лямбда-зондом рабочего состояния сегодня используется высокоэффективный керамический нагреватель.
Сами керамические элементы с каждым годом становятся всё лучше. Это гарантирует еще более точное
измерение показателей и обеспечивает соблюдение более строгих норм по выбросам вредных веществ. Разработаны новые типы кислородных датчиков для специальных применений, например, лямбда-зонды, электрическое сопротивление которых изменяется с изменением состава смеси (титановые датчики), или же широкополосные кислородные датчики.
Принцип работы кислородного датчика (лямбда-зонда)
Чтобы катализатор работал оптимально, соотношение топлива и воздуха должно быть очень точно согласовано.
Это задача лямбда-зонда, который непрерывно измеряет содержание остаточного кислорода в выхлопных газах. Посредством выходного сигнала он регулирует систему управления двигателем, которая благодаря этому точно устанавливает топливно-воздушную смесь.
По другому его еще называют датчик кислорода. Потому что датчик определяет содержание кислорода в отработавших газах. По количеству содержащегося в выхлопе кислорода лямбда зонд определяет состав топливной смеси, отправляя сигнал об этом в ЭБУ (Электронный блок управления) двигателя. Работа блока управления в этом цикле состоит в том, что он подает команды на увеличение или уменьшение длительности впрыска в зависимости от показаний кислородника.
По другому его еще называют датчик кислорода. Потому что датчик определяет содержание кислорода в отработавших газах. По количеству содержащегося в выхлопе кислорода лямбда зонд оределяет состав топливной смеси, отправляя сигнал об этом в ЭБУ (Электронный блок управления) двигателя. Работа блока управления в этом цикле состоит в том, что он подает команды на увеличение или уменьшение длительности впрыска в зависимости от показаний кислородника.
Смесь регулируется таким образом, чтобы ее состав был максимально приближен к стехиометрическому (теоретически идеальному). Стехиометрическим считается состав смеси 14,7 к 1. То есть на 14,7 частей воздуха должно подаваться 1 часть бензина. Именно бензина, потому что данное соотношение справедливо только для неэтилированного бензина.
Для газового топлива данное соотношение будет другим (вроде бы 15,6~15,7).
Считается что именно при таком соотношении топлива и воздуха смесь сгорает полностью. А чем полнее сгорает смесь, тем выше мощность двигателя и меньше расход топлива.
Передний датчик кислорода (лямда зонд)
Передний датчик устанавливается перед каталитическим нейтрализатором в выпускном коллекторе. Датчик определяет содержание кислорода в отработавших газах и отправляет данные о составе смеси в ЭБУ. Блок управления регулирует работу системы впыска, увеличивая или уменьшая длительность впрыска топлива путем изменения длительности импульсов открытия форсунок.
Датчик содержит чуствительный элемент с пористой керамической трубкой, которую снаружи окружают отработавшие газы, а изнутри атмосферный воздух.
Керамическая стенка датчика представляет собой твердый электролит на основе диоксида циркония. В датчик встроен электронагреватель. Трубка начинает работать толко когда ее температура достигнет 350 градусов.
Датчики кислорода преобразуют разницу в концентрации ионов кислорода внутри и снаружи трубки в выходной сигнал напряжения.
Уровень напряжения обусловлен движением ионов кислорода внутри керамической трубки.
Если смесь богатая (на 14,7 частей воздуха подается больше 1 части топлива), в выхлопных газах мало ионов кислорода. Болшое число ионов движется изнутри трубки наружу (из атмосферы в выхлопную трубу, так понятней). Цирконий при движении ионов индуцирует ЭДС.
Напряжение при богатой смеси будет высоким (около 800 мВ).
Если смесь бедная (Топлива меньше 1 части), разница в концентрации ионов небольшая, соответственно небольшое количествоионов движется изнутри наружу. Значит и напряжение на выходе будет невелико (меньше 200 мВ).
При стехиометрическом составе смеси напряжение сигнала меняется циклически от богатого к бедному. Так как лямбда зонд расположен в некотором отдалении от впускной системы, наблюдается такая инерционность его работы.
Это значит что при исправном датчике и нормальной смеси сигнал датчика будет изменяться от в пределах от 100 до 900 мВ.
Неисправности датчика кислорода.
Бывает что в своей работе лямда делает ошибки. Такое возможно, например, при подсосе воздуха в выпускной коллектор. Датчик будет видеть бедную смесь (мало топлива), хотя на самом деле она нормальная. Соответственно блок управления даст команду обогатить смесь и добавит длительность впрыска. В результате двигатель будет работать на переобогащенной смеси , причем постоянно.
Парадокс в такой ситуации в том, что через некоторое время ЭБУ выдаст ошибку «Датчик кислорода — слишком бедная смесь»! Уловили обманку? Датчик видит бедную смесь и обогащает ее. В реальности смесь получается наоборот богатая. В результате свечи при выкручивании будут черными от нагара, что свидетельствует о богатой смеси.
Не спешите при такой ошибке менять кислородный датчик. Нужно просто найти и устранить причину — подсос воздуха в выпускной тракт.
Обратная ошибка, когда ЭБУ выдает код неисправности говорящий о богатой смеси, тоже не всегда говорит о таком в действительности. Датчик может быть попросту отравлен. Происходит такое по разным причинам. Датчик «травится» парами несгоревшего топлива. При длительной плохой работе мотора и неполном сгорании топлива, кислородник может запросто отравиться. То же самое относится к очень плохому по качеству бензину.
Идеальное соотношение бензина и воздуха , в котором вся смесь полностью сгорает считается стехиометрической (идеальной). Двигатель хорошо работает, если хорошо горит смесь бензин + воздух. Смесь хорошо горит, если она оптимальна. Смесь оптимальна, если на 14.7 г воздуха подают 1 г бензина. Оптимальная топливо-воздушная смесь, сгорает максимально быстро и отдает нужное количество энергии без лишнего нагрева. Главным в оптимальном образовании топливо-воздушной смеси является ДМРВ.
AFR - отношение воздуха к топливу в камере сгорания двигателя.
Идеальное соотношение топлива и воздуха для бензиновых двигателей (стехиометрической смесь) = 14.7/1 (AFR) для бензина / дизеля.
14,7 г воздуха на 1 г бензина.
Под каждое топливо нужно свое соотношение топливо/воздух.
Бедная или богатая смесь. Топливовоздушная смесь может быть бедной или богатой.
На одно платном Pilot никаких проблем вроде не было, акпп вообще переключается ровненько. А поставил ваговский недавно, думаю ведь родной лучше же, и че коробка че-то тупит иногда с первой на вторую. Пойду менять на сей девайс ДПДЗ Pilot . С ним работает лучше плавно . С перекрестка на нем милое дело педалить 1 2 3 отлично сами переключаются во время. ДПДЗ Pilot бесконтактный
Бедная смесь (инжектор), признаки и последствия
Настройка смеси
Во время движения автомобиля Pilot видеть в реальном времени какая смесь - бедная или богатая .
Бедная смесь признаки - глохнущий мотор, воздуха больше, чем 14.7 г, быстрее воспламеняется и сопровождается лишним нагревом.. Такая смесь склонна к детонации, на маленьких оборотах это не страшно. На полной нагрузке смесь 14 уже считается опасной. Делать всю систему на смеси 14.7 не разумно. На низких оборотах этого будет не достаточно для разгона, а на верхних вы просто поймаете детонацию.
Бедная смесь последствия - на высоких оборотах, с полной нагрузкой, уровень детонации достигает катастрофических последствий. Прогорание или сплавления поршня, выгорание клапанов или свечей зажигания. Повышение температуры и потеря мощности это самое простое что может случится с двигателем при детонации. Обычно это заклинивший и перегретый мотор.
На VAF"е расход был примерно литров 25 л по городу, а на конвертере, нормально настроенном, 15 л по городу , вот и считай выгоду. Благодарю умных, честных, темпераментных за отзывы и распространение информации.
Богатая смесь (инжектор), признаки и последствия
Настройка смеси
Богатая смесь признаки
- Резко вырос расход горючего.
- Выхлопные газы черного или серого цвета.
- Воздуха меньше, чем 14.7 г, безопаснее и надежнее для двигателя.
Богатая смесь последствия - длительная работа двигателя на богатой смеси может привести к поломке поршней и выходу из строя свечей.
Во время движения автомобиля Pilot записывает работу датчика кислорода и датчика расхода воздуха. При этом можно видеть в реальном времени какая смесь - бедная или богатая.
В итоге хочу поблагодарить ребят, кто занимается этим проектом надеюсь их штука послужит мне долгое время. Кстати эта версия подходит как для механики так и для акпп, у меня коробка автомат так что для меня это подарок судьбы я бы сказал! ДПДЗ Pilot бесконтактный Благодарю умных, честных, темпераментных за отзывы и распространение информации.
Причины образования богатой смеси инжекторного двигателя
- форсунки подают слишком большое количество топлива
- загрязнение воздушного фильтра
- плохая работа дроссельной заслонки
- неисправность регулятора давления топлива
- неисправность датчика расхода воздуха
- неисправность системы улавливания паров бензина
- некорректная работа экономайзера.
Работает на авто, на которых не работают народные методы типа проставок под лямбда-зонды и схемки типа конденсатор+резистор. Электронный эмулятор Лямбда зонда Катализатора 2-х канальный Pilot .. Для двигатели с двумя катализаторами и двумя дополнительными датчиками кислорода - надо купить один эмулятор. Поддержка лямбда зондов со смещенной сигнальной землей. Элект Благодарю умных, честных, темпераментных за отзывы и распространение информации.
Лямбда-датчик
Показания лямбда-датчика - это отношение текущей смеси к идеальной.
Пример: текущая смесь- воздуха 12.8 г. Показания лямбда-датчика 0.87=12.8 / 14.7
ЭБУ учитывает показания лямбда-датчика только при равномерном движении.
При ускорении, торможении и прогреве ЭБУ не учитывает показания лямбда-датчика и работает по программе.
При настройке, необходимо поймать переход от бедной смеси в богатую. От этой точки сделать чуть побогаче.
Показания лямбда-датчика при этом скачут от 0 до 1. Точка перехода, примерно, 0.45.
Для остальных режимов работы двигателя применяют широкополосый датчик.
Достигнутая максималка - около 200-210 км/ч динамику не замерял, но в тестовом заезде как-то пересеклись с Е39 М50Б20 ну и по зажигали - оказалось что он мне не соперник по динамике ни с низу, ни на трехзначных скоростях. Реальный расход колеблется около 11л 92-го. Замена расходомера на неродной без прошивки! + настройка смеси Конвертер Pilot + BLUETOOTH Благодарю умных, честных, темпераментных за отзывы и распространение информации.
Воздух - главным в оптимальном образовании топливо-воздушной смеси является ДМРВ
Точно подать бензин легче, чем точно подать воздух. Погрешности при расчете поступившего воздуха приводят к проблемам в работе двигателя. Погрешности будут меньше, если воздух поступает равномерным потоком. Равномерность потока создается:
- гладкими стенками воздуховода
- плавными поворотами воздуховода (1- 2)
- отсутствием пульсаций и завихрений (убрать из потока все, что приводит к этому, особенно фильтр "нулевик")
Если по линии подачи бензина все в порядке, то главным в оптимальном образовании смеси является ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). На основе его сигналов ЭБУ подает бензин. На выходе стоит "контролер" (лямбда зонд) и "нюхает" выхлопные газы. Он определяет чего много - бензина или воздуха и сообщает ЭБУ. ЭБУ корректирует подачу бензина.
Когда вы меняете расходомер на неродной (VAF на MAF), то:
- конструктивно меняете русло для потока воздуха - это очень важно
- должны решить проблему с датчиком температуры входящего воздуха (если он отсутствует, то зимой не заведется)
- и главное, поставить "переводчика" для ЭБУ, чтобы ЭБУ понимало какой сигнал старого расходомера соответствует сигналу нового расходомера (это такие устройства как конвертер Pilot VAF/MAF, MAF Emulator 3, "Датчика Виннерса" (Winners)).
- после всех изменений смесь требуется настроить .
Немножко утомила меня возня с расходомером или как часто его называют лопатой. Полазив по любимому лэнкрузер.ру наткнулся на ссылочку Pilot Engineering.
Почитал у них местный форум и пришел к выводу что это супер-пупер-мега-ПАНАЦЕЯ!
Плюс этого конвертора в гибкости настройки. Он даже ШПЛЗ поддерживает! Конвертер Pilot + BLUETOOTH - настройка смеси Благодарю умных, честных, темпераментных за отзывы и распространение информации.
Датчик температуры входящего воздуха
Для решения проблемы датчика температуры входящего воздуха есть два пути:
- поставить вместо него резистор и ЭБУ будет думать, что у вас круглый год лето +20
- расковырять VAF и достать из него датчик, и установить его во впускной коллектор (по результатам этот вариант лучше)
Двигатель
У двигателя несколько режимов работы:
- холостой ход и прогрев
- равномерное движение
- ускорение, торможение - плавное
- ускорение (WOT), торможение - резкое
нейтралка, КПП не подключена
режим холостого хода с подключенной коробкой, стоя на светофоре
Резкое ускорение, торможение - это резкое воздействие на поток воздуха (дроссельная заслонка). Получаем пульсации и завихрения.
Резкое ускорение - воздуха много, а бензина мало. Добавить бензина в экстренном порядке - должен включиться ускорительный насос.
Резкое торможение - воздуха мало, бензина много. Добавить воздуха в экстренном порядке - должен открыться дополнительный канал подачи воздуха.
Для обоих режимов - должен сработать "замедлитель" открытия дроссельной заслонки. Узел дроссельной заслонки снабжен системой плавного сброса газа - чисто механической системой-демпфером, сбрасывающим обороты не резко, а плавно при отпускании педали акселератора. Вот, похоже, именно его регулировка и позволила, по крайней мере сейчас проверено, что это именно так, обеспечить плавное снижение оборотов двигателя без передергивания.
Решение проблемы при плохой работе двигателя:
- проверить все, что связано с подачей бензина
- проверить все, что связано с подачей воздуха
Алгоритм действий:
- Считать ошибки.
- Если п.1 не выполнили, то логически определяем чего больше бензина или воздуха. Либо по запаху из выхлопной трубы. По цвету свечей.
- Определили - бензина мало.
- Идем по линии подачи бензина:
- механика (износ детали, деформация, ускорительный насос,бензонасос,топливный фильтр, форсунки, сеточка бензонасоса,бензокран, внутри крана маленькое проходное отверстие. Исправляется: заменой крана или сверлением.),
- электрика (контакты, провода, правильное подключение),
- срабатывание по времени (ключи форсунок, угол зажигания, трамблер, свечи),
- срабатывание от температуры -хуже на горячую (какая-то деталь нагрелась и зазор между ней и соседней уменьшился, появилось трение либо зазор увеличился и не стало контакта - ремень ГРМ, натяжной ролик ролик просто болтался,нарушалась синхронность распредвалов с коленвалом и двигатель глох. , обводной ролик, пружинка, ДТВВ, ДТОЖ )
5. Воздуха - мало. Я поставил пилот, вполне доволен, машинку не узнать. Плюс конвертера это возможность подстройки под изменения с двигателем. Еще можно диагностировать смерть двух датчиков (дмрв и ЛЗ) что тоже бывает необходимым. В общем эта вещь стоит своих денег , я убедился уже на практике. Сейчас мне стало намного приятней ездить без разного рода подергуш и плавающего хх. Машина едет так, как и было задумано и это несомненно меня радует! И, поверь, не более менее, а работает на ура!Конвертер Pilot + BLUETOOTH - настройка смеси Благодарю умных, честных, темпераментных за отзывы и распространение информации.
Настройка смеси воздух/топливо (AFR)
Цель настройки - получить максимальную мощность и максимальный момент при резком ускорение, с умеренным расходом в городском режиме и на трассе.
Для настройки смеси есть два пути:
- подстроечным резистром - ограниченный диапазон ("Датчика Виннерса" (Winners)). До этого, обязательно выставить базовые настройки через ВАГКОМ.
- с помощью программного обеспечения (MAF Emulator 3, Pilot VAF/MAF). ПО от MAF Emulator 3 настраивается по широкополосной лямбде, а ПО от конвертера Pilot VAF/MAF по обычной лямбде.
Настройку осуществлять поэтапно:
- Настройка ХХ,
- далее настройка разгонов.
- Самый правильный является режим в горку.
- Если вы сможете максимально эффективно настроить двигатель в этом режиме, то считайте что настройка удалась. Ни в коем случае не настраивайте на нейтрале весь диапазон оборотов.
Чем выше обороты тем топливо-воздушная смесь должна быть богаче, и тем угол зажигания должен быть ранним.
Не забудьте перед началом работы механический угол опережения зажигания выставить по стробоскопу.
Электронный эмулятор+ BLUETOOTH
Лямбда зонда Катализатора 2-х канальный Pilot 1. Есть настройка параметров эмуляции
2. Есть логирование - запись всех параметров эмуляции во время движения авто
3. Тип двигателя: любой 4. Установка: в разрыв цепи
5. Программирование: Да
6. Сохраняется диагностика
7. Перед отправкой клиенту проходит обязательную настройку параметров и проверку работоспособности.
8. Поддержка Euro 3, 4, 5, 6
9. Отсутствие вмешательства в программную часть ЭБУ
10. Гарантия - 1 год
Элект
ронная обманка Pilot + BLUETOOTH.
Благодарю умных, честных, темпераментных за отзывы и распространение информации.
Что это за услуга?
Лямбда-зонд - датчик кислорода, устанавливается в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах. Сигнал этого датчика используется для регулировки количества подаваемого топлива. Для диагностики несправности этого элемента лучше всего воспользоваться услугой "Компьютерная диагностика всех систем". Не следует продолжать эксплуатацию автомобиля с неисправным лямбда-зондом, так это может привести к выходу из строя дорогостоящих элемиентов, например, каталитического нейтрализатора.
Датчик состава топливовоздушной смеси является неотъемлемой частью системы питания двигателя автомобиля, которая позволяет реально оценивать количество кислорода, оставшегося в выхлопных газах, и тем самым корректировать электронным блоком управления состав рабочей смеси. При его неисправной работе необходима полная замена датчика лямбд зонд .
Основная функция датчика состава топливовоздушной смеси или лямбд зонда – определение соотношения воздух-топливо в отработавших газах и оценка количества свободного кислорода в выхлопных газах. На основе его данных обеспечивается наилучшая очистка отработавших газов, более точное управление системой рециркуляции отработавших газов и регулирование количества впрыскиваемого топлива при полной нагрузке на двигатель. При его неисправности необходима полная замена датчика, потому как именно он позволяет корректировать состав рабочей смеси и обеспечивать нормальную работоспособность системы управления автомобилем. Не редко выходит из строя датчик кислорода. Нужно вызвать мастера, который проверит нужна ли .
Поэтому при первых сигналах светового индикатора прекратите эксплуатацию автомобиля и отбуксируйте его в сервис, проверьте состояние вакуумных шлангов и герметичность выхлопной системы. – это простая процедура, выполняемая в течение получаса. Для этого не требуется разборка двигателя и снятие защиты поддона картера, достаточно лишь демонтировать колесо. Так что если приехал специалист, пусть
Имейте ввиду
Неисправный датчик состава топливовоздушной смеси может стать причиной некорректной работы двигателя и нарушений в переработке топлива, ухудшения топливной экономичности и выхода из строя каталитического нейтрализатора.
- поддерживать в исправном состоянии свой автомобиль и регулярно проводить его техническое обслуживание;
- замена датчика лямбд зонд необходима при первом же загорании светового индикатора;
- отбуксируйте автомобиль в сервис и проверьте состояние датчика состава топливовоздушной смеси.