Как важно не перепутать прямую и обратную полярность акб. Полярность аккумулятора — что это и как ее определить

В большинстве случаев она работает не более пяти лет. Поэтому время от времени её все же приходится менять. При покупке нового аккумулятора необходимо обращать внимание на некоторые его параметры – номинальную емкость, тип и размер коробки, стартерный ток и полярность.

Одним из наиболее важных параметров аккумулятора является его полярность. Владельцам автомобилей отечественного производства выбирать аккумуляторы гораздо проще, — им достаточно просто выбрать необходимую емкость и марку, полярность выбирать не придется – на всех отечественных авто стоят аккумуляторы с прямой полярностью.

А вот людям, эксплуатирующим зарубежные автомобили, придется сложнее, перед покупкой им важно уточнить полярность аккумулятора и обратить внимание на его размеры и место расположения выводов.

Интересно! Но самым основным критерием выбора аккумулятора является полярность — один из основных параметров АКБ и если выбрать её не верно, то батарею будет невозможно подсоединить, а иногда и просто опасно подсоединять.

Рассмотрим подробнее понятие о полярности аккумулятора.

Внутри корпуса аккумулятора находится электролит, в котором расположены металлические пластины. Одни из пластин заряжены положительно, а другие – отрицательно. Каждая из пластин сохраняет свой заряд и при подключении аккумулятора начинает вырабатываться электрический ток из-за того, что между электролитом и покрытием пластин происходит химическое взаимодействие.

Со временем интенсивность реакции уменьшается, и аккумулятор требует подзарядки, в процессе которой все внутренние элементы возвращаются в исходное состояние. При очень длительной эксплуатации внутренние элементы из металла подвергаются коррозии, а электролит истощается.

В таком случае аккумулятор подлежит замене. АКБ важная часть автомобиля, отвечающая за запуск двигателя, работу сигнализации и некоторые другие функции.

Что такое полярность аккумулятора?

Полярность аккумулятора характеризуется расположением внешних выводов на корпусе. Основные схема расположения клемм – это прямая и обратная схемы.

Отличаются они только расположением выводов – в одном случае положительная слева, в другом справа.

И в целом на грузовые и легковые автомобили ставятся различные аккумуляторы.

Устройство аккумуляторов для грузовых автомобилей более сложное. Но мы рассмотрим аккумуляторы для легковых машин, поскольку с покупкой и заменой таких АКБ сталкивается каждый автовладелец.

Почему при покупке нового аккумулятора так важно учитывать полярность? Конструкция автомобиля такова, что в нишу под аккумулятор его можно установить только одним единственным способом и если полярность будет выбрана при покупке и установке неверно, то длины проводов не хватит, чтобы подключить батарею.

Или же при подключении не будет соблюден порядок подключения (неверное соединены знаки), что может привести к замыканию, пожару, порче самого аккумулятора, перегоранию электронного блока управления и предохранителей, или произойдут другие неприятные вещи.

Поэтому важно внимательно подбирать аккумулятор в соответствии с необходимой полярностью.

Определение полярности аккумулятора

Автомобильные аккумуляторы, как уже было сказано, бывают двух видов полярности – прямой и обратной и разница заключается только в расположении выводов тока. Как же самостоятельно определить полярность аккумулятора?

Начать необходимо с извлечения АКБ из гнезда. Затем аккумулятор поворачивают к себе стороной, на которой наклеена этикетка (это будет лицевая сторона аккумулятора). При этом обе клеммы чаще всего будут располагаться сверху коробки.

Далее необходимо определить, где какая клемма находится. Чаще всего производители маркируют клеммы знаками плюс и минус или цветами – положительные красным, а отрицательные синим или черным цветом. Так что шансов неверно определить знаки выводов, почти нет. Но если вам попался аккумулятор без маркировки, то можно воспользоваться вольтметром, чтобы проверить знаки выводов. Или же стоит обратить внимание на диаметр клемм.

У клемм, одеваемых на положительный вывод, диаметр чуть больше, а у одеваемых на отрицательный – чуть меньше. Для АКБ легковых автомобилей есть два варианта полярности:

  • Если положительный вывод находится справа, а отрицательный соответственно слева, то полярность такого аккумулятора обратная. Такая полярность чаще встречается у аккумуляторов для иномарок и может обозначаться цифрой ноль.
  • Если же положительный вывод находится слева, а отрицательный справа, то полярность аккумулятора прямая. Такие аккумуляторы ставятся на автомобили отечественного производства. Обозначается прямая полярность цифрой один.

Важно! Необходимо помнить про то, что других разновидностей полярности у легковых автомобилей нет, существует только прямая и обратная.

Но при этом существуют АКБ различных типов и размеров – аккумуляторы могут различаться по ширине и высоте в зависимости от страны производства, клеммы могут не подходить к креплениям по той же причине (например, они могут быть рассчитаны на крепление с помощью болтов). Поэтому перед покупкой аккумулятора важно определить не только его полярность – прямая или обратная, но и страну производства, чтобы избежать проблем с подключением.

Кроме того, у аккумуляторов американского производства выводы тока могут располагаться как на боковой поверхности, так и на верхней. Важно заранее определиться с типом необходимого аккумулятора.

Определить полярность аккумулятора самостоятельно не так уж и сложно. Но если этого сделать не получилось всегда можно обратиться за консультацией к продавцам в магазине, они подберут подходящий аккумулятор в кратчайшие сроки.

Но если вы приобрели аккумулятор не той полярности, не пытайтесь его подключить, нарастив или перекрестив провода, — это может привести к повреждению батареи и более серьезным поломкам в автомобиле.

Аккумуляторные батареи современных автомобилей рассчитаны на напряжение бортовой сети 12 Вольт, в электрической цепи протекает постоянный ток.

У АКБ имеются две клеммы – минус и плюс, минусовой провод соединяется с массой, которой является металлический кузов авто. Но аккумуляторные клеммы располагаются на корпусе АКБ по-разному: бывает полярность аккумулятора прямая или обратная. Если перепутать провода, может выйти из строя электрооборудование, поэтому перед установкой новой батареи необходимо разобраться в клеммах, правильно определить плюс и минус на них.

АКБ бывают с прямой и обратной полярностью, прямополярная батарея применяется в европейских странах и в России. Аккумуляторы с обратной полярностью производятся в Азии, в частности, в Японии. Определить полярность просто – если повернуть батарею клеммами к себе, и справа будет «–», а слева «+», то эта АКБ считается прямополярной.

На азиатских АКБ наоборот – если глядеть на корпус батареи сверху, «минус» будет находиться слева, а «плюс» – справа.

Прямополярные аккумуляторы ставятся на всех автомобилях российского производства, также они применяются на европейских машинах, на многих «североамериканцах». На корпусе такой АКБ плюсовая клемма всегда толще минусовой, и установить батарею на машину неправильно не так просто, так можно сделать только по невнимательности или по неопытности.

«Прямой» аккумулятор в основном крупнее азиатского, японцы часто делают миниатюрные аккумуляторные батареи. Также и клеммные выводы у этих двух типов батарей разные, на прямополярных АКБ они толще. Толщина клемм у аккумуляторов следующая:


Еще знаки «+» и «–» пробиваются на самих клеммах или на пластмассовом корпусе рядом с ними, на новом аккумуляторе надевается наклеммные колпачки:

  • плюсовой – красного цвета;
  • массовый – синего.

Клеммные провода на конце могут иметь защитные колпачки соответствующих цветов. Также разница полярности определяется английскими буквами «L» и «R»:

  • L – обратная;
  • R – прямая полярность.

Многие неопытные водители после снятия аккумулятора на подзарядку устанавливают его неправильно, наоборот, путая плюс с минусом. При неправильном соединении проводов в контактах происходит сильное искрение, могут погореть любые элементы электрической схемы автомобиля. Но на современных машинах предусматривается защита, и в первую очередь при коротком замыкании выбивает предохранители.

Если вдруг водитель перепутал полярность аккумулятора, может произойти следующее:

  • перестанут показывать приборы на панели, погаснет приборная подсветка;
  • перегорит диодный мост или реле напряжения в генераторе;
  • выйти из строя блок управления двигателем;
  • сгорит силовой предохранитель большой мощности.

Чаще что-то выходит из строя в электрике японских автомобилей – азиатская техника не рассчитана на неправильное подключение.

Перепутать подсоединение аккумулятора нужно суметь, так как при таком подключении:

  • не хватает длины плюсового провода, его приходится сильно натягивать;
  • плюсовая клемма толстая, и на ней не фиксируется массовый провод.

Обычно при перепутывании полярности происходит кратковременное замыкание – вряд ли автовладелец сумеет надежно закрепить провода на клеммах. Искрение в момент контакта происходит очень сильное, к тому же клеммы в этом случает не подходят по размерам.

Покупая аккумуляторную батарею в магазине или на авторынке, автовладельцу необходимо подбирать ее по основным параметрам:

  • размерам;
  • полярности;
  • емкости;
  • пусковому току.

Если АКБ будет слишком больших размеров, ее нельзя будет закрепить на аккумуляторной площадке, и нужно знать, что у незакрепленной аккумуляторной батареи из-за вибрации достаточно быстро осыпаются пластины. Полярность нового аккумулятора должна соответствовать типу автомобиля, и если водитель совсем не разбирается в машинах, необходимо хотя бы запомнить, как располагаются клеммы у старой батареи, или зарисовать, чтобы не забыть, расположение клеммных выводов. Еще важно выбирать такую же полярность, какая и была, чтобы не путаться – при неправильном подключении АКБ возникает короткое замыкание с неприятными для автовладельца последствиями.

Не стоит покупать АКБ уменьшенной емкости, для стандартного легкового авто без кондиционера и другого дополнительного электрооборудования аккумулятор должен быть не менее 55 Ампер-часов. Если в электрической схеме много потребителей, можно приобрести батарею и на 60 А·ч.

При покупке новой аккумуляторной батареи нужно стараться приобрести АКБ с максимальным пусковым током. Вреда двигателю от такой батареи не будет, зато стартер сможет прокрутить мотор в морозную погоду без проблем. Еще не будет лишним взять с собой вольтметр (мультиметр) и проверить напряжение на клеммах аккумулятора – у нормально заряженной батареи оно должно быть около 12, 5 Вольт.

Американские аккумуляторы

Североамериканские аккумуляторы бывают в оригинальном исполнении, они отличаются от стандартных батарей расположением клеммных выводов, размерами. Есть АКБ, которые имеют по четыре клеммы (две сбоку и две сверху), существуют аккумуляторы, где присутствуют только боковые клеммы, а сверху у них выводов нет.

Обычно «американцы» обладают весьма компактными размерами, но имеют высокую пусковую мощность. У американских аккумуляторов есть много положительных качеств, в частности, они практически без обслуживания могут прослужить 5-7 лет. Из недостатков следует отметить нестабильную работу АКБ при минусовых температурах – здесь необходимо учитывать, что многие модели аккумуляторных батарей США не рассчитаны на морозы. В остальном жалоб на эти изделия нет, процент брака среди американских аккумуляторов достаточно низкий.

Если вы впервые покупаете аккумуляторную батарею для своего автомобиля, вас может поставить в тупик вопрос продавца о полярности аккумулятора. Что это вообще такое - полярность? Как ее определить? Что будет, если купить АКБ с не той полярностью?.

Прямая и обратная полярность АКБ

Как известно, аккумуляторная батарея устанавливается в свое строго определенное посадочное место под капотом, которое еще называют гнездом. В верхней части АКБ имеются два токовывода - плюсовой и минусовой, к каждому из них подключается соответствующий провод. Чтобы автолюбители случайно не перепутали клеммы, длина провода позволяет дотянуть его только до соответствующего токовывода на аккумуляторе. Более того, плюсовая клемма толще минусовой, это видно даже на глаз, соответственно, ошибиться при подключении АКБ практически невозможно.

Таким образом, полярность - это одна из характеристик АКБ, которая указывает на расположение токовыводящих электродов. Она бывает нескольких видов, но наибольшее распространение получили только две из них:

  • прямая, «российская», «левый плюс»;
  • обратная «европейская», «правый плюс».

То есть АКБ с прямой полярностью применяются в основном на машинах отечественного производства, разработанных в России. На иномарки же покупают аккумуляторы с обратной евро полярностью.

Как определить полярность АКБ?

Самый простой способ - это внимательно посмотреть на наклейку на передней части и разобрать маркировку:

  • если вы видите обозначение типа: 12V 64 Ah 590A (EN), то это европейская полярность;
  • если в скобках EN нет, значит мы имеем дело с обычной батареей с левым плюсом.

Стоит отметить, что полярность указывается обычно только на тех АКБ, которые продаются в России и бывших республиках СССР, на Западе же все аккумуляторы идут с европейской полярностью, поэтому она отдельно не указывается. Правда, в тех же США, Франции, да и в России в том числе, можно увидеть в маркировке обозначения типа «J», «JS», «Asia», но они не имеют к полярности никакого отношения, а лишь говорят, что перед нами АКБ с более тонкими клеммами специально для японских или корейских авто.

Если по маркировке определить полярность не удается, есть другой способ:

  • ставим АКБ к себе передней стороной, то есть той, где расположена наклейка;
  • если плюсовая клемма слева, то это прямая полярность;
  • если плюс справа - европейская.

Если же вы выбираете АКБ типа 6СТ-140 Ач и выше, то он имеет форму вытянутого прямоугольника и токовыводы расположены на одной из его узких сторон. В таком случае разверните его клеммами от себя: «+» справа означает европейскую полярность, «+» слева - российскую.

Ну, и если предположить, что АКБ старая и на ней невозможно разобрать какие-либо отметки, то понять, где плюс, а где минус, можно измерив толщину клемм штангенциркулем:

  • толщина плюсовой составит 19,5 мм;
  • минусовой - 17,9.

В азиатских батареях толщина плюса 12,7 мм, а минуса - 11,1 миллиметра.

Можно ли ставить АКБ с другой полярностью?

Ответ на этот вопрос простой - можно. Но провода нужно подключать правильно. Из собственного опыта скажем, что на большинстве авто, с которыми имели дело, плюсового провода хватает без проблем. Минусовой же придется наращивать. Для этого придется снять изоляцию и дополнительный кусок провода присоединить с помощью клеммы.

На многих же более современных авто свободного пространства под капотом практически нет, поэтому с наращиванием провода могут возникнуть проблемы, его попросту негде будет разместить. В таком случае новый АКБ без повреждений можно вернуть в магазин в течение 14 суток. Ну, или с кем-то поменяться.

Если перепутать клеммы при подключении

Последствия могут быть самые разные. Самое легкое последствие - перегорят предохранители, защищающие бортовую сеть от короткого замыкания. Самое страшное - пожар, который возникнет из-за плавления оплетки провода и искрообразования. Стоит отметить, что для начала пожара нужно, чтобы АКБ находился в неправильно подключенном состоянии длительное время.

«Переполюсовка АКБ» - интересное явление, благодаря которому вашей машине может ничего не грозить, полюса АКБ при неправильном подключении попросту поменяются местами. Однако, для этого нужно, чтобы батарея была новая или хотя бы в хорошем состоянии. Тем не менее переполюсовка вредна для самой АКБ, так как пластины будут быстро осыпаться и этот аккумулятор у вас никто не примет по гарантии.

Если вы следите за техническим состоянием авто, то краткосрочное неправильное подключение АКБ не приведет к каким-то катастрофическим последствиям, так как , генератор, все остальные системы защищены предохранителями.

Гораздо более серьезные проблемы могут возникнуть, если перепутать клеммы при прикуривании другого автомобиля - короткое замыкание и перегорание предохранителей, причем в обеих машинах.

Добрый день, друзья! Мы уже немало поговорили о различных типах двигателей, однако практически не касались эксплуатации аккумуляторной батареи. Каждый из нас не понаслышке знает, как важно поддерживать ее в рабочем состоянии. Плохой заряд АКБ грозит невозможностью запуска мотора после стоянки. Один из интересных вопросов на эту тему - должна быть полярность аккумулятора прямая или обратная. Посмотрим, что это такое и для чего необходимо.

Самое опасное заключается в том, что полярность некоторых АКБ может отличаться. Если установить его неправильно, это может привести к короткому замыканию с последующим возгоранием транспортного средства. Для этого и нужно разбираться в том, какая разница между прямой и обратной полярностью в различных типах батарей. Как известно, плюсовая клемма должна подключаться к плюсовому выходу аккумулятора, а минусовая, соответственно, к минусу, который запитан кузов автомобиля.

Однако конструкционные особенности у разных автомобилей могут отличаться друг от друга, вот почему производители выпускают изделия с прямо противоположной полярностью. При этом, сами батареи по внешнему виду могут ничем принципиально не различаться. Лишь на том месте, где ожидаемо должна стоять плюсовая клемма, будет такая же, но отрицательная. Существует хорошая подсказка, чтобы не перепутать.

Дело в том, что площадка под батарею обладает ограниченным местом и если поставить АКБ неправильно, то длины провода может попросту не хватить.

Полярность у АКБ на отечественных и импортных автомобилях

Итак, возьмем или представим перед глазами любой автомобильный аккумулятор. Для наглядности это должна быть та сторона, на которой размещены наклейки или этикетки производителя. Путаница возникает зачастую именно потому, что разные люди смотрят на батарею с разных сторон, ведь и под капотом она может размещаться под разным углом зрения. Основные отличия нашли свое выражение у производителей из разных континентов.

Что касается отечественных АКБ, то они отличаются так называемым «прямым» расположением клемм. В этом случае плюсовая клемма размещается слева, а отрицательная справа.

А вот многие европейские, американские и часть азиатских заводов устанавливают клеммы наоборот. Поэтому, чтобы определиться точно, нужно всегда смотреть на лицевую сторону изделия.

Способы определения положительных и отрицательных выходов

Что делать и как отличить приобретенную АКБ, если установить производителя не удалось? Существуют два основных стандарта, которые касаются расположения контактов. Если обратить внимание на то, что написано ниже, то Вы всегда без особого труда сможете разобраться с отрицательным и положительным выходами. Итак, что значит плюсовая клемма и каковы ее основные характеристики - в диаметре она обычно составляет 19,5 мм. В это же время минусовая отличается стандартным диаметром 17,9 мм.

Каждый автолюбитель может резонно заметить, что для замеров необходимо оборудование, хотя бы штангенциркуль. Какое обозначение или другой определяющий способ может помочь, если под рукой не окажется такого инструмента? Самая простая методика - с помощью стакана с обыкновенной водой. Опускаем и погружаем оба провода на некотором удалении друг от друга. Спустя время можно заметить, как около минусовой клеммы начинают бурлить небольшие пузырьки воздуха.

Обозначают прямую полярность вообще-то цифрой 1, а обратную - нулем.

Даже, если Вам пришлось купить аккумулятор с обратной полярностью, это не беда, ведь в продаже есть на сегодняшний день специальные переходники с прямой на обратную для того, чтобы добиться правильного размещения токовыводов (удлинители).

Друзья, на этом будем завершать обсуждение нюансов аккумуляторных батарей в авто и полярности. Также мною написана целая серия статей по , и . Будем рады встретиться в последующих материалах. Всем удачи!

Каждому автовладельцу, решившему заменить аккумулятор, продавцы задают вопрос: «Какой полярности ваша аккумуляторная батарея?» - и этим нередко загоняют в тупик. Открыв капот своего автомобиля, и помня всего одно правило, любой автомобилист, прочитавший эту статью, сможет правильно определить полярность своего АКБ.

Под капотом аккумуляторов может быть даже два:

В разных авто компоновка систем двигателя в подкапотном пространстве различна. Аккумулятор может находиться под капотом в разных местах, предусмотренных для него конструкторами автомобиля. Иногда это даже передний бампер, багажник или место в салоне под задними сиденьями.

Так, например АКБ размещен под капотом Opel:

Расположение батареи в Жигулях:

В «народном авто» Ланосе:

На каждой аккумуляторной батарее токовыводы «плюс» и «минус» промаркированы. Кроме того плюсовой токовывод толще, чем минусовый:

Путаница возникает дальше - какой «плюс» считать правым, а какой левым? Например, с аккумулятором на Ланосе: для водителя открывшего капот и нашедшего на АКБ плюсовую клемму - она будет справа. Но на самом деле батареи, устанавливаемые на Ланосы, с левым плюсом.

Есть очень простое правило определения полярности автомобильного аккумулятора:

Нужно мысленно или в действительности развернуть батарею так, чтобы сторона, вдоль которой расположены токовыводы была к вам ближней. Теперь можно безошибочно определить полярность батареи и заказать в интернет-магазине доставку нужной.

Левый «плюс» (также называют прямая полярность ):

Правый «плюс» (также называют обратная полярность ):

Пусть теперь вас не смущает расположение аккумулятора в автомобиле, где бы он там не был установлен. Зная всего одно правило - всегда легко и главное правильно определить его полярность. Мы также сняли видео: "как определить полярность", потому что лучше один раз увидеть на ютубе, чем семь раз прочитать.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...