Toyota седан mirai с водородным двигателем. Toyota Mirai – серийный автомобиль с водородным двигателем

Раньше не доводилось бывать в Гамбурге. И выбор именно этого места для теста казался странным. Ведь на роль автомобильного сердца Германии всегда претендовали Мюнхен, Штутгарт, ну, в крайнем случае, Франфурт. А тут – Гамбург! Оказалось, что крупный портовой город в качестве теста серийного водородного автомобиля был выбран не случайно. Именно этот город – негласная столица зелёных технологий Германии. Здесь масса решений направлена не только на поддержание чистоты и порядка, но и рационального использования ресурсов. Даже таких, как ветер. Десятки мощнейших ветрогенераторов расположены в полях и даже прямо в водах Эльбы.

Общественный транспорт в городе переведен на электричество, а программа внедрения автобусов на топливных элементах уже стала буднями. Именно поэтому в городе уже сейчас существует своя сеть водородных автозаправок. К слову, водород для них добывается путем электролиза (расщепления воды на кислород и водород под воздействием электрического тока) прямо в центре города, где расположен небольшой водородный «заводик».

Но вернемся к виновнику поездки. К показу своего электромобиля на топливных элементах Toyota шла, методично развивая экологические технологии. От первого поколения модели Prius с гибридной силовой установкой в далеком 1997 году до нынешней Mirai, которая, несомненно, является воплощением автомобильного будущего компании. К слову, Mirai по-японски как раз и значит – будущее. А уж то, что развитие таких технологий признано рынком, оспаривать было бы сложно. Одних только гибридов Toyota продала уже более 8 миллионов штук!

И вот я стою рядом с серийным образцом электромобиля на водороде. Источником энергии для электромотора в этом автомобиле является не заряд батареи, а топливные элементы. В них водород и кислород вступают в реакцию, при которой выделяется электроэнергия. Отходом такой реакции является обыкновенная вода.

Серийным производство Mirai пока можно назвать с натяжкой. Машина производится на той же ленте конвейера в японском Motomachi, Toyota City, где производился суперкар Lexus LF-A. То есть, речь о высокоточном и технологичном, но мелкосерийном производстве. Сейчас мощность производства Mirai составляет порядка 700 авто в год. Но уже к 2017 году планируется довести его до 3000 авто/год. Такой малый тираж отчасти объясняет и высокую стоимость машины. Так в Европе один Mirai обойдется порядка 66 000 евро. Это без учета государственной поддержки и компенсации. В США при поддержке правительства, к примеру, стоимость Mirai составляет куда более скромные $45 000. Но и европейская цена не так уж страшна, если учесть, что авто будет не просто продаваться, а передаваться в 4-летний лизинг с месячным взносом в Британии 600-700 фунтов, в Дании 1050 евро, а в Германии 1200 евро.

Логичен вопрос, почему именно сейчас Toyota решилась вывести на европейский рынок такую модель? Неужели на фоне фатального пике крупнейшего европейского концерна с его дизельгейтом? Оказалось, что эта шумиха стала лишь «приятной неожиданностью» для японского концерна, давно соперничающего с VW за мировое господство. Настоящей причиной стало межгосударственное соглашение о стандартизации заправки водородного транспорта. Иными словами, теперь все водородные заправки в мире будут оснащены универсальными заправочными пистолетами, системы хранения водорода получат стандартизированные параметры, а машины – одинаковые заправочные горловины.

Интересно почему у Mirai, так скажем, специфический дизайн? Ответов сразу несколько. Во-первых, восточное и европейское представление о красоте всегда отличалось. Во-вторых, главной задачей внешности Mirai было подчеркнуть то, что это совершенно особенный, не похожий на все остальные автомобиль. А в-третьих, дизайн был вторичным от компоновки. Ведь важно было суметь уместить силовую установку электромобиля в габариты среднеразмерного седана. Ведь длина Toyota Mirai – 4,89 метра, что практически как у Toyota Camry.

Прогресс в разработке и развитии топливных элементов очень впечатляет. За 7 лет FCV блок уменьшился в размере на 58%, стал легче почти в половину (56 вместо 108 кг) при этом добавил в мощности 26%. А удельная мощность улучшилась в 2,2 раза

Если вы боитесь за надёжность водородного бака, то знайте, что испытывали их безжалостно. Что только не творили. Их роняли, били на краштестах с усилием 150 тонн, проверяли двойным давлением закачки и даже стреляли в них из винтовки

Хоть ДВС и нету, но подкапотное пространство занято. Там находится блок управления электропотоками и блок силовой электроники

После недолгих смотрин под холодным гамбургским дождем сажусь за руль. И хотя необычного в Mirai всего и много, но по салону этого не скажешь. Немного вычурный дизайн – вот, пожалуй, и все. Даже необычный алгоритм селектора АКП не нов. Такой же точно у Prius. Так что, включаю Drive и поехали.

В управлении машина не отличается от гибридов Toyota и Lexus. Такой же безмолвный старт, та же вялость педали тормоза на малых ходах. Ведь сначала подключается рекуперация, и лишь потом прихватывают колодки. Тяга нормальная. Хотя технические характеристики Mіrai не так чтоб впечатляли, но для будней их, что называется – за глаза. Сначала казалось, что 155 лошадей и максимальная скорость под 190 км/ч на автобанах будут скромноваты для авто массой под две тонны. Но об этом быстро забываешь. По трассе машина идёт 150-170 км/ч, оставляя запас тяги под ногой. Надо ли больше? Точно не в этот день с проливным дождем. При маневрах не чувствуется что машина тяжелая.

На ходу рассеивается внимание при взгляде на панель приборов. Возможно это дело привычки, но цифр и значков многовато. Да и удобство центральной консоли с мелкими кнопками оставляет желать лучшего. Хотя на вид – очень даже по передовому

Система регулировки температуры в климат-контроле позаимствована у Lexus IS. Достаточно как в смартфоне провести пальцем по сенсорной полосе и настройка климата меняется

В управлении Mirai пожалуй даже более приятна и проворна чем аналогичная по габаритам Camry. Снаряженная масса немала – 1850 кг. Однако при манёврах этого не особо ощущаешь, ведь за счёт низкого центра тяжести авто очень устойчивое. Бак, аккумуляторы расположены не высоко. Хотя никель-магниевая батарея расположена не так уж низко – за спинкой заднего сиденья.

Кстати, сами заждние сиденья разделены высоким подлокотником с большой нишей внутри. Так что Mirai – сугубо четырехместный.

Самыми ярким впечатлением должен был стать процесс заправки авто. Прямо в городе возле дороги буднично стоит заправочный комплекс. Пожалуй, лишь надпись «H2» выдает в нем «общепит» для автомобилей будущего. Процесс оплаты автоматизирован. Деньги считываются со специальной карты, которая так же является и ключом доступа к заправочному терминалу. Выбираешь колонку, давление (350 или 700 атмосфер) и все.

Потом подгоняешь авто к колонке, включаешь штуцер в разъем на авто и нажимаешь зеленую кнопку. Система сама определяет свободный объём в баке и дозаправляет авто. На все про все пару минут. Не дольше чем на обычной заправке. В этом, пожалуй, одно из ключевых преимуществ перед обычным электромобилем. А что до цены, то здесь я особой выгоды не нашел. Цена килограмма водорода составляет 9,5 евро. На сто км используется 0,76 кг водорода. Если пересчитать это на расход, то сумма вполне сопоставима с тратами на авто с обычным ДВС и ощутимо больше, чем на простом электромобиле и даже плагин гибриде. Так что в этом направлении еще есть, над чем работать.

Относительно инфраструктуры есть вполне определённые планы. В Германии планируется построить вдобавок к нескольким заправкам в Гамбурге сеть из 50 станций. А к 2023 году довести их число до 400. В Британии планы скромнее. 15 сразу и 65 к 2020. Третья страна в этой водородной обойме – Дания, которая берётся создать в ближайшее время 12 заправок. Естественно, что все это делается с правительственной поддержкой. В ближайшие 6 лет планируют инвестировать 650 миллионов евро.

После пройденной на тесте сотни километров пробуем сбросить накопившуюся воду. По идее было выработано около 7 л. Большая часть вышла паром. Но часть накапливается в отдельном резервуаре и ее можно удалить принудительно, нажав кнопку H2O слева от рулевой колонки.

Когда сливали остаток воды, ее вытекло не так уж много – максимум до литра, а потом пошёл пар. Вода имеет выраженный синтетический запах, будто кипяток залили в пластиковую ёмкость. Хотя в процессе реакции и выделяется идеально чистая вода. Запах появляется от пластиковых трубопроводов.

В итоге подходить к Mirai с мерками обычного седана было бы не только не разумно, но и даже смешно. Ведь сам факт создания серийной машины с водородным источником питания – уже огромный прорыв. А то, что вместо SUV (как на прототипах) использовали форм-фактор седана, только добавляет славы и почета разработчикам, ведь кузов седана более сложен для размещения всех элементов системы. Инженеры сами себе бросили серьёзный вызов и сами же его успешно преодолели.

Багажник небольшой. Как в хетчбеке C-класса. И трансформации его не предусмотрено, ведь за спинкой сиденья расположены один из баков и аккумуляторы

Пожалуй, короткая встреча с «будущим» оказалась не такой уж яркой, как я ожидал. Это можно сравнить не с путешествием сквозь время на десятилетия вперед, а на пробуждение новым утром. Mirai – это будущее, которое стоит на пороге. Оно не идеальное, но более чем реальное.

Резюме

Кузов и комфорт

Очень тихо работает электромотор и шумоизоляция от внешних шумов тоже на высоте. Много места для ног задних пассажиров, хотя их и только двое. В стандартном оснащении есть обогрев рулевого колеса. Небольшой багажник и отсутствие возможности его трансформировать. Комбинация приборов очень насыщена информацией.

Силовой агрегат и динамика

Полнейшая экологичность силовой установки. Быстрая заправка заметно практичнее чем у электромобиля. Постоянный запас тяги. Запас хода как у обычного авто с ДВС. Разгон «среднестатистический»

Финансы и оснащение

На свои 66 000 евро Mirai оснащен хорошо, как по системам активной безопасности, так и сервисным опциям. Стоимость 100 км пробега сравнима с ценой езды на обычным авто с бензиновым ДВС.
Toyota Mirai

Общие данные

Тип кузова
Дверей/мест
Габариты Д/Ш/В, мм
База, мм
Колея передняя/задняя, мм
Клиренс, мм
Масса снаряженная/полная, кг
Объем багажника, л
Объем бака, л

Двигатель

Тип

синхронный, перемен. тока, с постоян. магнитом

Мощность, кВт (л.с.)/об/мин
Макс. кр. мом., Нм/об/мин
Аккумулятор сил. уст-ки

никель-металлгидридный

Трансмиссия

Тип привода

передний

КП

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./диск.

Подвеска передняя/задняя

независ./полузавис.с.

Усилитель
Шины

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч
Разгон 0–100 км/ч, с
Расх. трасса–город, кг/100 км
Гарантия, лет/км

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Toyota взяла твердый курс на водородные технологии. Глава корпорации Такеши Учиямада (Takeshi Uchiyamada) заявил, что водород и водородные топливные ячейки изменят правила игры в социальном и экономическом плане, а водород станет топливом будущего. Именно поэтому тойотовцы назвали свое творение Mirai, что означает «будущее». В Toyota уверены, что Mirai – это автомобиль, который откроет дверь в будущее для их компании.

Toyota Mirai – четырехдверный среднеразмерный переднеприводной седан на топливных элементах, который может составить полноценную конкуренцию автомобилям с ДВС. На его заправку уходит всего лишь 3-5 минут, а дальность поездки достигает 482 км. Топливные ячейки Mirai могут работать при температуре до 30 градусов мороза. Силовая установка ускоряет Mirai до 100 км/ч за 9 секунд, разгон с 40 до 65 км/ч занимает 3 секунды, а максимальная скорость составляет 178 км/ч.

В Mirai используется фирменная система Toyota Fuel Cell System (TFCS), использующая технологии топливных ячеек и гибридные технологии. Она включает в себя также собственные разработки Toyota: блок топливных ячеек (FC Stack), повышающий преобразователь (FC boost converter) и водородные баллоны высокого давления. TFCS намного энергоэффективнее ДВС и не выделяет при работе CO2 и канцерогенных веществ.

Toyota FC Stack

Максимальная мощность нового блока топливных элементов достигает 114 кВт (153 л.с.). Эффективность генерации электричества повышена за счет использования тончайших 3D каналов. Каналы расположены в тонкой трехмерной решетчатой структуре и повышают дисперсию воздуха (кислорода), что позволяет достичь равномерной выработки электроэнергии на поверхности ячеек. Это, в свою очередь, обеспечивает компактные размеры и высокий уровень производительности – плотность выходной мощности достигает 3,1 кВт/л или 2 кВт/кг.

Это один из самых высоких показателей в мире. Каждый блок состоит из 370 ячеек толщиной 1,34 мм и весит 102 грамма. В отличие от предыдущих устройств, разработанных Toyota, новый FC Stack не требует применения увлажнителя. Значительного сокращения стоимости топливных элементов удалось добиться также за счет уменьшения использования драгоценных металлов (количество платины в катализаторе снизилось на две трети, а обработка поверхности золотом была исключена). Батарея топливных элементов располагается под передними сиденьями.

FC Boost Converter

Новый компактный (13-литровый), высокоэффективный преобразователь большой емкости был разработан для повышения энергии, генерируемой батареей топливных ячеек, до 650 В. Увеличение напряжения позволило уменьшить размер электродвигателя и количество блоков топливных элементов, что привело к снижению общей стоимости системы. Преобразователь расположен непосредственно перед батареей топливных элементов.

Водородные баллоны высокого давления

Два баллона, имеющие трехслойную структуру, изготовлены из пластика, армированного углеродным волокном и других материалов. Водород хранится в них под давлением 70 МПа (около 700 бар). Трехслойная структура включает в себя:

  • Внутренний слой: пластиковый вкладыш (предотвращает утечку водорода).
  • Средний слой: пластик, армированный углеродным волокном (структурная основа).
  • Внешний слой: пластик, армированный стекловолокном (защищает внешнюю поверхность от истирания).

Передний баллон вмещает 60 литров, задний – 62,4 литра. Общая масса хранимого водорода – около 5 кг. По сравнению с баллонами, которые использовались в Toyota FCHV-adv, объем увеличился почти на 20% при уменьшении веса и размеров. Плотность хранения водорода достигает 5,7% (самый высокий показатель в мире).

Электродвигатель и батарея

Силовая установка включает в себя также электродвигатель, блок управления мощностью и никель-металлгидридную (NiMH) батарею. Электромотор развивает мощность 113 кВт (152 л.с.) и 335 Нм крутящего момента.

Безопасность

Toyota начала разработку топливных ячеек в начале 1990-х и создала ряд «водородных» автомобилей, общий пробег которых составил свыше 1,6 млн. км. Водородные баллоны из углеволокна не раз подвергались испытаниям в краш-тестах. Весь накопленный опыт отражен в безопасности и надежности Mirai. В центре безопасности Toyota автомобиль был подвергнут обширным краш-тестам, включающим фронтальные, боковые и задние удары. Структура кузова спроектирована таким образом, чтобы энергия удара распределялась и поглощалась несколькими его элементами.

Особое внимание было уделено защите водородных баллонов и батареи топливных элементов при деформациях кузова. Баллоны оснащены датчиками водорода, которые подают сигнал тревоги и перекрывают запорные клапаны в случае утечки. Все элементы, содержащие и подающие водород, размещены вне пассажирского салона, что обеспечивает, в случае утечки, его быстрое рассеивание в окружающей среде.

Каркас блока топливных элементов изготовлен из недавно разработанного термопластичного армированного углеродным волокном пластика. Это легкий, прочный и легко внедряемый в массовое производство материал. Он защищает FC Stack, поглощая удары от неровностей дорожного покрытия.

Внешняя система питания

Toyota Mirai оснащается собственной системой питания, вырабатывающей около 60 кВт/ч и максимальной мощностью до 9 кВт. Она предназначена для питания бытовых потребителей при перебоях подачи электроэнергии в стационарной электрической сети. Блок питания преобразует постоянный ток в переменный и через расположенный в багажнике разъем CHAdeMO подключается к домашней электросети. Кроме того, бытовая техника может быть непосредственно подключена к имеющемуся в автомобиле разъему (постоянный ток напряжением 100 В мощностью до 1,5 кВт).

Маркетинг

Владельцам Mirai Toyota предлагает широкий спектр сервисных услуг и гарантий, включающих:

  • круглосуточный консьерж-сервис, где на все телефонные звонки, касающиеся топливных элементов, отвечает специальный представитель компании;
  • круглосуточная помощь на дорогах, включающая буксировку, устранение неисправностей батареи, замену и ремонт шин, возмещение издержек из-за потерянного времени, выделение подменного автомобиля;
  • три года фирменного обслуживания с проведением всех рекомендованных заводом операций при годовом пробеге до 12000 миль (19200 км);
  • 8 лет/100000 миль (160000 км) гарантии на компоненты блока топливных элементов;
  • три года бесплатной поддержки сервисом Safety Connect, включающим, среди прочего, приложение с картами водородных заправочных станций;
  • три года бесплатной заправки водородом.

Про автомобиль от Toyota, работающий на водородном двигателе, писали примерно год назад, примерно в то же время его продажи были начаты в Японии. Однако, старт продаж Toyota Mirai (Mirai с японского переводится как «будущее») на Континенте (как на старом так и на новом) остался почти незамеченным. Попробуем исправить этот момент и разобраться как это работает.

Итак, что предлагает нам Тойота: автомобиль класса «седан» с двигателем мощностью 153л.с, разгоняющийся с 0 до до 90км/ч за 9.4сек. Максимальная скорость ограничена электроникой и составляет 170км/час. Весьма неплохо, учитывая что двигатель у автомобиля электрический.

Не менее интересно, что внутри.

Конструкция

Блок-схема автомобиля (с сайта Toyota):

Водород хранится в баке, затем он смешивается с забортным воздухом, в результате реакции в топливном элементе получается электричество, от которого (после преобразования до нужного напряжения) и работает мотор переменного тока. Очевидно, что главный плюс такого авто - экологически чистый «выхлоп», каждый школьник знает что при реакции водорода и кислорода получится водяной пар. Внутри авто есть емкость, воду из которой надо периодически сливать. Вода судя по всему, достаточно чистая, один из авторов обзоров не побоялся ее даже выпить:

Мощность встроенного генератора достаточно велика, автомобиль можно даже использовать в качестве резервного источника электричества мощностью до 9КВт. Сам водород хранится в баке с давлением 10МПа, время заправки составляет 3-5 минут, заявленный производителем запас хода составляет до 600км. По заявлению производителя, усиленный карбоном бак является достаточно прочным и безопасным, чтобы выдержать ДТП.

Заправка

Пора перейти к самому интересному: где же автомобиль заправлять. Очевидно, что распространенность таких авто в первую очередь ограничивается наличием заправочных станций. И тут все пока довольно-таки грустно. Первой страной, где начали продаваться Mirai, была Япония. Кроме Японии и США, в Европе автомобиль поставляется в 3 страны: Великобританию, Данию и Германию (первые 5 машин были отгружены в сентябре 2015). На настоящее время 7 заправочных станций имеется в Дании, 10 в США, 18 в Германии и 4 в Великобритании. К концу 2015 года в Германии планируется построить 50 заправочных станций, с увеличением этого числа до 400 к 2023 году.

Не менее важным шагом является унификация заправочных станций: был принят единый стандарт, что позволяет с одной стороны, другим производителям делать авто (и заправочные станции) с коннекторами одинакового типа, с другой стороны, пользователи разных моделей получают преимущество от появления большего числа станций.

Что касается цен, в Германии килограмм водорода стоит 9.5€, заправка полного бака (емкостью в 4.7кг) обойдется примерно в 45€. При запасе хода в 600км, можно примерно посчитать стоимость эксплуатации, которая составит 7.5€ на 100км. Для сравнения, цена бензина Е10 составляет 1.3€, т.е. 10л бензина обойдется в 13€. В общем, стоимость заправки выходит примерно одинакова.

Выводы

Технология безусловно интересна. Главный плюс, на который указывает производитель: полная экологичность, сопоставимая с электромобилями, и при этом время заправки, сопоставимое с «обычным» бензиновым авто. Минус тоже очевиден: заведомое усложнение конструкции и малое количество заправочных станций.

Чисто интуитивно, идея и концепция электромобиля мне нравится больше: аккумулятор и бесколлекторный мотор позволяют сделать автомобиль очень простым, с минимальным числом движущихся частей. Здесь же мы видим явно усложненную конструкцию с гипотетически небезопасными компонентами (все помнят Гинденбург?). С другой стороны, технологию, позволяющую зарядить аккумулятор за 5 минут, мы в ближайшее время вряд ли увидим, так что водородные авто явно займут свою нишу, там где нужна быстрая перезаправка. Ну и в целом, я таки-надеюсь дожить до момента, когда воздух в городах станет чистым (хотя есть сомнения, особенно применительно к России), и новый тип экологичных автомобилей - это еще один шаг к этому.

Наконец, цена вопроса. Цена Toyota Mirai составляет 58,325$ в США и 66,000€ в Европе. Недешево, но с другой стороны, вполне сопоставимо с другими авто премиум-класса. Всего за 2015 год Toyota планирует выпустить 700 авто, и 2000 штук за 2016 год.

PS: Если кому интересно, видео (на английском) и немножко ссылок.

В ноябре 2014 года компания «Тойота» презентовала общественности первую в мире серийную машину, работающую на водороде, которая получила название «Мирай», что с японского языка переводится как «будущее». Трёхобъёмник стал товарным воплощением концептуальной модели FCV Concept, представленной в 2013-м на автосалоне в Токио, а его продажи на домашнем рынке стартовали в декабре 2014 года.

Водородный «Mirai» имеет вычурный и футуристический внешний вид, выдающий его необычность. Чего только стоит эффектная передняя часть, увенчанная узкой головной оптикой и огромным бампером, большую площадь которого занимают воздухозаборники.

Силуэт четырёхдверки выглядит в меру динамично за счет ниспадающих контуров крыши с сильно заваленной вперед стойкой и рельефных выштамповок, однако маленькие колеса несколько диссонируют с общими пропорциями. Корма оформлена оригинально, но воспринимается тяжеловесно из-за крупных треугольных фонарей и массивной крышки багажника.

Габаритные размеры Toyota Mirai сопоставимы с Camry – представителем E-класса: 4890 мм в длину, 1535 мм в высоту и 1815 мм в ширину. Расстояние между осями у автомобиля вписывается в 2780 мм, а дорожный просвет в снаряженном состоянии не превышает 130 мм.

Внутреннее убранство «водородомобиля» смотрится не менее оригинально, чем внешность. Перед водителем обосновалось стильное рулевое колесо с трехспицевым дизайном и управляющими кнопками, а вот комбинация приборов, представленная цветным 4.2-дюймовым табло, располагается по центру передней панели, под самым лобовым стеклом. На современном торпедо красуется экран мультимедийного центра размерностью 9 дюймов, а ниже – сенсорная панель, заведующая управлением двухзонной климатической системы, аудиосистемой и другими вспомогательными функциями.


Спереди в «Мирае» установлены широкие кресла с анатомическим профилем, ненавязчивой поддержкой по бокам и массой электрических регулировок. Задний диван с мощным подлокотником по центру отформатирован под двоих человек, а большой запас пространства по всем фронтам позволяет комфортно разместиться седокам любой комплекции.

Для транспортировки багажа у «водородного седана» имеется грузовой отсек объемом 361 литр.

Если говорить о технических характеристиках, то основная особенность Тойоты Мирай заключается в новой технологии TFCS (Toyota Fuel Cell System). В роли топлива система использует водород, который преобразуется в электрическую энергию посредством блока топливных частей Toyota FC Stack мощностью 114 кВт. От него энергия направляется в преобразователь FC Boost Converter, повышающий напряжение до 650 вольт. Последним звеном системы является синхронный электромотор переменного тока, генерирующий 154 лошадиные силы (113 кВт) и 335 Нм предельного крутящего момента, а дополняют действо никель-металл-гидридный аккумулятор, собирающий рекуперативную энергию, и пара баков для хранения водорода (спереди объемом 60 литров, а сзади – 62.4 литра).

Насыщенность современном оборудованием довела снаряженную массу Mirai до 1850 кг, но это не мешает ему развивать первую сотню за 9 секунд и 175 км/ч предельных возможностей. Полное наполнение водородных емкостей на специализированных заправочных станциях занимает всего 3 минуты, а общий запас хода достигает примерно 480 километров, при этом в атмосферу выбрасывается только вода.

На передней оси Toyota Mirai монтирована независимая многорычажная подвеска, а на задней – полунезависимая конструкция с торсионной балкой. В систему рулевого управления вживлен электрический усилитель, а тормозной пакет сформирован дисковыми механизмами всех колес (на передних – с вентиляцией) с технологией рекуперации энергии.

Появление «водородного авто» в России ждать не стоит – не располагает к этому инфраструктура. В Японии реализации Тойоты Мирай начались в декабре 2014-го по цене от 6.7 миллионов иен, на рынке США автомобиль поступит в продажу в середине 2015 года, где за него минимально попросят 57 500 долларов. Релиз трехобъемника в Европе намечен на сентябрь и первоначально он будет предлагаться в Германии, Дании и Великобритании по цене от 78 540 евро.

Литр дизеля за один евро? В Гамбурге? Фантастика! Прекрасно помню, что год назад, когда я путешествовал на машине по Европе, солярка была ощутимо дороже. Но вот очередная АЗС - и тоже евро за литр… Просто в Германии, в отличие от России, цены на нефтепродукты оперативно переписывают вслед за ценой на нефть не только в бóльшую сторону, но и в меньшую.

Даже жаль, что ни дизель, ни бензин мне сегодня ни к чему - ведь я веду по окрестностям Гамбурга первый в мире серийный автомобиль на топливных элементах. Для заправки футуристического седана требуется исключительно водород.

ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Все происходит точь-в‑точь как на обычной АЗС. Через терминал я оплачиваю необходимое количество топлива, присоединяю штекер к заправочной горловине, и в течение трех-четырех минут водород заполняет топливные баки. Это два баллона высокого давления (700 бар) из углепластика с трехслойной структурой: 60‑литровый размещен под задним сиденьем, а другой (62,4 л) - ближе к задней подвеске. Суммарная емкость - пять килограммов водорода.

На всю Германию - лишь девятнадцать общедоступных водородных заправок. По заверению производителя, Toyota Mirai на полных баках может проехать 500 км, а тестовый маршрут проложен так, что в поле я не встану; но очевидно, что нынешняя водородная инфраструктура пока не в состоянии обеспечить комфортную жизнь владельцам водородомобилей.

Ситуация изменится к 2023 году, когда число водородных заправок в Германии перевалит за четыре сотни. Стоимость проекта - свыше 400 миллионов евро, по миллиону на каждую АЗС. Внушительную часть средств инвестируют фирмы Toyota, BMW, Volkswagen и Daimler.

В Японии к концу года будет функционировать около восьмидесяти водородных АЗС, тоже при участии автопроизводителей. В США - около тридцати.

Я же перехожу от теории к практике. Включаю (как непривычно применять этот термин!) автомобиль кнопкой Start/Stop, обнуляю трип-компьютер, маленьким джойстиком на консоли выбираю режим Drive и абсолютно бесшумно трогаюсь с места.

При заправке «до полного» в баки моей машины влез ровно килограмм водорода. До заправки трип-компьютер обещал 260 км пути. После - 330 км. Но я уверен, что смогу проехать все пятьсот!

КИЛО НАДЕЖДЫ

Toyota Mirai - по сути, электромобиль. Электричество вырабатывается в блоке топливных элементов при взаимодействии водорода и кислорода. Электрический ток проходит через инвертор (Fuel Cell Boost Converter), где преобразуется из постоянного в переменный, а напряжение увеличивается до 650 В.

Реакция происходит без процесса горения, а «выхлоп» - безвредный водяной пар.

Тяговый синхронный электродвигатель приводит в движение передние колеса. Питание - не только от топливных элементов, но и от расположенной в задней части машины никель-металлгидридной аккумуляторной батареи максимальной выходной мощностью 21 кВт: она подпитывается при рекуперативном торможении и отдает энергию при резких ускорениях. Максимальная отдача электромотора - 113 кВт (154 л.с.).

Mirai весит 1850 кг, и полторы сотни «лошадей» не сулили ничего интересного. Но водородомобиль оказался отнюдь не беззубым! Крутящий момент в 355 Н∙м, доступный во всем диапазоне оборотов, обеспечивает уверенный разгон. А ускорение в режиме Power (принудительно задействуется вторичная батарея) таково, что тебя вжимает в сиденье - поневоле веришь в заявленные 9,6 секунды разгона до сотни. На безлимитном автобане я играючи разогнал Mirai до 180 км/ч!

Благодаря низкому центру тяжести управляемость крупного седана очень надежна. А вот куража нет. Ездить нужно спокойно, наслаждаясь плавностью хода и тишиной. Лишь при интенсивных разгонах в салон прорывается едва уловимый троллейбусный гул.

Двухцветный интерьер приятен глазу и комфортен. Несмотря на экзотическую архитектуру панели, я не испытываю никаких неудобств - эргономика в порядке, а среди оснащения есть даже обогрев сидений заднего ряда и руля. Расстроила лишь безбожно тормозящая мультимедийная система с сенсорными кнопками.

По автобану я проехал буквально километров пять. Съехал на второстепенную дорогу, включил режим Eco и покатил предельно размеренно. А теперь представьте мое удивление, когда через 65 км трип-компьютер вновь стал показывать «предзаправочный» запас хода: 260 км. Выходит, несмотря на мои старания, на килограмме водорода удалось продержаться лишь обещанные электроникой 70 км - и в реальных условиях пробег на полных баках составит около 350 км. Никак не пятьсот.

ЖДЕМ СКИДОК

До сих пор я не обмолвился о главном: за этот самый килограмм водорода на гамбургской заправке я заплатил 9,5 евро. Даже если вычеркнуть автобан и допустить, что в пенсионерском темпе я проехал бы на этом килограмме около ста километров, получается неприлично дорого. Дизельный автомобиль схожей мощности в аналогичном режиме езды потребовал бы не больше пяти литров солярки, которая обошлась бы мне в пять евро - вдвое дешевле!

И выходит, что единственный резон в пользу покупки Mirai - забота об окружающей среде . Да и то весьма сомнительная. Ведь при получении водорода из природного газа с помощью реакции паровой конверсии (именно так производится около половины всего водорода) в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ. А производство водорода путем электролиза воды - процесс более дорогой и энергозатратный.

Последний гвоздь в крышку гроба здравого смысла - цена. В Германии Toyota Mirai обойдется минимум в 66 тысяч евро! При нынешней стоимости водородного топлива я не вижу ни одной причины для покупки этого футуристического водородомобиля. Конечно, к электромобилям поначалу тоже относились скептически, а сейчас Tesla завоевала сердца и умы людей во всем мире. Но популярная появилась не сразу, к тому же по карману она лишь толстосумам.

Если однажды мы все-таки въедем в светлое водородное будущее, то отнюдь не на седане с красивым именем Мирай, а за рулем более доступной и эффективной машины. Но достижение японцев, запустивших в серию первый в мире водородомобиль, заслуживает аплодисментов. И, как положено в особо торжественных случаях, я аплодирую им стоя.

История

Официальным открывателем химического элемента, занимающего первую ячейку таблицы Менделеева, признан французский химик и естествоиспытатель Антуан Лоран Лавуазье. В 1783 году он установил, что водород входит в состав воды. Первый поршневой двигатель, работающий на водороде, построил франко-швейцарский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз в 1807 году. Водород он получал методом электролиза воды. А выхлопные газы представляли собой смесь водяного пара и азота.

Конкурент

В конце октября компания Honda показала мелкосерийный водородный седан Honda Clarity Fuel Cell . Принцип действия - точь- в‑точь как у Mirai. Мощность силовой установки составляет около 100 кВт (135 л.с.), заявленный запас хода - 700 км, время заправки не превышает трех минут. Начало производства намечено на весну 2016 года.

Последние материалы раздела:

Смотреть что такое
Смотреть что такое "душевный мир" в других словарях

Энциклопедический словарь 1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная....

Наталья СтепановаМолитвенный щит
Наталья СтепановаМолитвенный щит

Все дело в том, дорогие мои, что Господь Бог наделил меня искренней любовью к людям. Этому меня учила и моя бабушка. Если говорить совсем кратко,...

Сонник: к чему снится Лошадь
Сонник: к чему снится Лошадь

Во сне дано не каждому, ведь это сильное, свободолюбивое животное может запросто скинуть своего наездника. Сон, в котором сновидец скачет на...